Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Щелкунчик в 3D: старая сказка на странный лад

© Фото : предоставлено ЦПШКадр из фильма "Щелкунчик и Крысиный король в 3D"
Кадр из фильма Щелкунчик и Крысиный король в 3D
Читать ria.ru в
В российский прокат выходит "Щелкунчик и Крысиный король в 3D" - музыкальный фильм Андрея Кончаловского, успевший провалиться в американском прокате, но не потерявшийся в московской предпраздничной суете. История, от которой волей-неволей ждешь новогоднего чуда, смахивает скорее на высокобюджетный капустник, поражает воображение размахом и оставляет ощущение, что хорошо быть могло бы – но снова не получилось.

Тамара Бараненкова

В российский прокат выходит "Щелкунчик и Крысиный король в 3D" - музыкальный фильм Андрея Кончаловского, успевший провалиться в американском прокате, но не потерявшийся в московской предпраздничной суете. История, от которой волей-неволей ждешь новогоднего чуда, смахивает скорее на высокобюджетный капустник, поражает воображение размахом и оставляет ощущение, что хорошо быть могло бы – но снова не получилось.

Идею фильма режиссер позаимствовал у Гофмана и Чайковского, правда, от балета последнего осталась только музыка, а сюжет сказки стал скорее вариацией на тему. Идею "Щелкунчика" Кончаловский вынашивал почти сорок лет, первоначально замыслив его как балет, но позже решив обратиться к формату музыкальной истории. Очевидно, итогом своей работы он видел сказку "на все времена" - старую-добрую, по-гофмановски мрачную и вместе с тем по-детски волшебную, историю из тех, что со временем становятся традицией и начинают пахнуть мандаринами и хвоей.

И, казалось бы, все, что нужно сказке, здесь в избытке: шумная праздничная Вена начала прошлого века, новогодние огни, пестрая елка, вырастающая до небес, катание на коньках и чудесная музыка. Маленькой белокурой Мэри и ее брату Максу дядюшка Альберт дарит игрушечный домик и Щелкунчика - неприятной наружности куклу-орехокол. До поры до времени кукла мирно стоит на прикроватном столике и никак не выдает в себе заколдованного принца, чей город захватил мерзкий Крысиный Король на пару с мамашей.

В канун Рождества, когда родители, оставив деток на попечение гениального дядюшки и закладывающей за воротник няни, отчаливают веселиться на балу и беседовать с Фрейдом о детской психологии и снах, кукла оживает, угрожающе увеличивается в размерах и начинает разговаривать странным, писклявым голосом (в российском прокате - с оригинальным озвучанием дела у Щелкунчика обстоят значительно лучше). Оживают и жители игрушечного домика – говорящая горилла, барабанщик и страдающий ожирением и легким неврозом клоун. Всем вместе им предстоит сразиться с крысиным полчищем, волею режиссера превращенным в гитлеровскую армию, которая устраивает в городе настоящий Холокост со сжиганием игрушек в печах.

Но крысы-фашисты - не единственный экстравагантный для сказочной истории ход, кроме них здесь, например, нашлось место Эйнштейну – тому самому дядюшке Альберту, с чьей  песни под "Танец Феи Драже" (петь под Чайковского героев научил сэр Тим Райс, автор текстов к "Королю-Льву" и "Иисусу Христу – суперзвезде") и начинается ощущение, что вот-вот в этой мудреной истории что-то пойдет не так.

И предчувствие не обманывает: все, что ждет зрителей на экране следующие два часа - феерично, странно, обескураживающе и печально. Кончаловскому удалось совместить несовместимое, за что фильма бесконечно жаль: он получился одновременно бледным - по истории,  характерам, сюжетной линии - и пестрым, как новогодняя елка, - в том, что касается всяческих шуток-прибауток, танцев, песен и неожиданных творческих находок вроде крысиного короля с внешностью Энди Уорхола. И только когда Крысиный король начинает петь голосом Киркорова (на пару с Аллой Пугачевой озвучившего для российской версии главный злодейский дуэт) вдруг становится понятно, на что все это так похоже – на костюмированный "Голубой огонек" с "Первого" или любого другого канала, по обыкновению снятый на манер перевранной сказки. Пожалуй,  измученному поиском соответствий зрителю такое открытие может даже принести облегчение.

Разобраться в этом пестром салате оказалось трудно даже самому режиссеру: на пресс-конференции перед российской премьерой Кончаловский честно признался, что не сразу понял, о чем его кино. Но на самом деле набросать круг тем,  в которые метили создатели "Щелкунчика", несложно: отношения родителей и детей, вера в чудо и возможность волшебства, первая любовь и ужасы диктатуры (за нее отвечают, естественно, крысы). А вот какой зритель сможет воспринять все это разом и в таком виде – настоящая загадка. Для детей, пожалуй, все это как-то чересчур.

Себе на службу Кончаловский поставил спецэффекты и 3D, но даже в волшебной сказке, где компьютерное волшебство могло бы сыграть такую важную и такую хорошую роль - чуда не произошло, а стало только с еще большей очевидностью понятно, что никакие компьютеры не заменят чувства меры, такта и хорошего вкуса.

В общем гаме могла бы потеряться прекрасная юная актриса Элль Фэннинг, которую российские зрители уже могли видеть в недавнем фильме "Где-то" Софии Копполы. Но вопреки всему в "Щелкунчике" она так хороша, что пролить под занавес фильма слезу не будет большим грехом даже для воинственно настроенного сноба. Жаль и того, что свое кино создатели при всех его странностях искренне хотели сделать добрым и смешным, что время от времени у них получалось – но только отдельными кусками.

Может, это классика мстит? Может, с Гофманом надо было как-то... осторожнее?

Рекомендуем
Председатель комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике Алексей Пушков на заседании Совета Федерации РФ. 22 апреля 2019
Пушков оценил жесткий ответ Лукашенко на слова Макрона об отставке
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала