Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Когда речь заходит об Анатолии Кузнецове, на ум тут же приходит его самая лучшая роль – красноармеец Федор Сухов в культовой картине "Белое солнце пустыни". Приятно осознавать, что, несмотря на то, что 31 декабря народному артисту РСФСР исполнится 80 лет, он бодр, свеж и готов к новым киноработам. По-прежнему в строю, как говорят военные.
От рядового до генерала
Сравнение не случайно, поскольку армейская тема в творчестве Кузнецова занимает особое место. Сам юбиляр на недавней встрече с журналистами с улыбкой вспомнил давешний разговор с одним из зрителей: "Ты военный? – Нет. – Брось! Как ни приду в кино, так вижу тебя в военном мундире".
"Мне не пришлось служить в армии, — говорит Кузнецов, — но если сложить все мои военные картины, получается, что служил".
Действительно, за 56 лет работы в кино Анатолий Борисович прошел путь от военного кинооператора Сушкова до генерала адмирала Головкова, от майора Лубенцова до члена Военного совета армии Веснина. И за каждой ролью стояли реальные, конкретные прототипы, чья жизнь порой трагически оборвалась до срока.
Например, тот же Сушков в старом фильме "На дорогах войны" списан с фронтового кинооператора Владимира Сущинского, погибшего в феврале 1945-го, когда во время съемки рядом с ним разорвался снаряд, и один из осколков смертельно ранил его в голову. Он упал, но камера продолжала снимать.
Металл, покрытый бархатом
Все это связано в первую очередь с личностью самого актера. Конечно, внешность исполнителя играет немалое значение для получения на той или иной роли. И природа в данном случае не обидела Кузнецова ни статью, ни открытым, доброжелательным лицом с обаятельной улыбкой. В дореволюционные времена такому артисту был бы уготовано амплуа простака. Играй себе до старости и ни о чем не жалей.
Но все это работает поначалу, когда исполнитель малоизвестен.
Дальше в дело вступает талант и – если имеется – характер. У Кузнецова он есть с младых ногтей. Не показной, бурный, а скорее похожий на голос знаменитого диктора Юрия Левитана – металл, покрытый бархатом.
Этот внутренний стержень и притягивал режиссеров, предлагавших ему роли людей, делающих настоящую, мужскую работу, порой ценой собственной жизни.
Независимость нрава проявилась у Кузнецова еще с юности, когда он предпочел театральным подмосткам карьеру киноактера. Конечно, артист и в кинематографе фигура, зависимая от режиссера или оператора, зато будущий красноармеец Сухов был сразу избавлен от многолетних выходов в малозначимых ролях а ля "кушать подано" или от интриг террариума единомышленников, как иногда именуют храм Мельпомены.
Без "Карнавальной ночи" и "Гаража"
Другой чертой характера нашего героя является тщательность в выборе ролей.
За свою карьеру он отказался от немалого числа предлагаемых персонажей, которые затем прославили его коллег. В частности, не сложился у него "роман" с Эльдаром Рязановым, звавшим его в "Карнавальную ночь", "Берегись автомобиля", "Гараж".
Нельзя сказать, что Кузнецов не видит себя в комедийном жанре. Он сыграл у того же Рязанова в фильме "Дайте жалобную книгу", снялся у другого маститого советского комедиографа – Леонида Гайдая в его "Инкогнито из Петербурга".
Скорее, дело в другом. Ему хотелось и хочется показать человеческое, глубинное, раскрыть внутреннюю сущность того или иного героя. Ведь на большом экране важна каждая деталь, взгляд, поворот глаз. В кино актер, по выражению Фаины Раневской, плюет в вечность. И тут очень велик риск попасть слюной в зрителя.
Стоимость Сухова
Не разбрасываясь на «не свои» роли, Кузнецов дождался "Белого солнца пустыни", которое стало одной из самых любимых картин многих поколений зрителей на территории одной шестой части суши. А сыгранный им Федор Сухов встал в один ряд с такими знаменитыми киноперсонажами, как Чапаев или Штирлиц.
Конечно, кино – это всегда коллективный процесс, и многое зависит и от сценариста, оператора, режиссера. "Белое солнце" — не исключение из правила. Как недавно вспоминал сам Кузнецов, в какой-то момент съемки остановились и Владимир Мотыль собрал всю группу, чтобы посоветоваться: "давайте разберемся куда нас ведут линии фильма". По словам актера, после мозгового штурма, Мотыль отобрал лучшее из предложенного.
Феномен притягательности "Белого солнца пустыни" в целом и красноармейца Сухова в частности, на мой взгляд, прост. Зритель увидел повесть о настоящем человеке, который стараниями Кузнецова предстал на экране живой, умной, яркой личностью, который и блоху может подковать, и при случае дать укорот бандитам.
Как заметил один из персонажей ленты, "ты один стоишь взвода, а может быть и роты".
Не всегда награда находит героя
Что-то в Федоре Ивановиче есть от Зиновия Колобанова, советского танкиста-аса, чья рота 19 августа 1941 года в бою уничтожила 43 немецких танка, человека в мирной жизни скромного и неброского.
Колобанова после того боя так и не наградили Звездой Героя Советского Союза, а вот Кузнецова награда нашла спустя 27 лет после фильма, когда его наградили орденом Почета и Государственной премией России.
Отрадно, что Анатолий Борисович не почивает на лаврах, а активно снимается. В частности, только что закончил работу в фильме "Аферистка" и в сериале "Немец" по мотивам одноименного романа российского писателя Юрия Костина. В общем, говоря словами своего знаменитого персонажа, Кузнецов спешит сообщить нам, что он жив, здоров, чего и нам желает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции