Главной сенсацией чемпионата России по фигурному катанию в Саранске стало попадание в сборную страны Катарины Гербольдт и Александра Энберта. Спортивная пара, образованная в межсезонье из бывшей одиночницы и призера зимней Универсиады-2009, заняла в дебютном чемпионате четвертое место и завоевала право выступить на чемпионате Европы в Берне. Но успех подопечных не вселил излишнего оптимизма тренеру дуэта двукратному олимпийскому чемпиону Артуру Дмитриеву. В интервью корреспонденту агентства спортивных новостей "Р-Спорт" Андрею Симоненко прославленный в прошлом спортсмен также довольно жестко прокомментировал недавний уход сына, одиночника Артура Дмитриева-младшего, от тренера Алексея Мишина.
- Артур, где-то чуть менее двух месяцев назад вы говорили, что осознаете: у Катарины и Александра почти нет шансов пробиться в этом сезоне в сборную...
- Я и сейчас не отказался бы от тех слов. Мы поедем на чемпионат Европы только потому, что наши конкуренты в борьбе за место в сборной катались плохо. Вот и все.
- Так категорично? А как же, например, прогресс в исполнении тех же выбросов? В Саранске Катя делала их намного лучше, чем осенью...
- Да дело не в выбросах. Она, кстати, технически давно уже готова была их исполнять. Просто не было еще на прошлых стартах "накатанности". Вот она и не исполняла. К чемпионату России же ребята подошли в намного лучшей форме и уже набрались к тому же опыта. Но с другой-то стороны, тройной сальхов она не сделала. Справилась с выбросом, а прыжок сорвала. То есть, я имею в виду то, что все у них пока шито на живую нитку, поэтому где-то что-то да рвется. Ну и действительно, мы должны это признать, если бы наши соперники все сделали, то мы были бы на пятом месте. Но нам дали шанс занять место выше - и мы им воспользовались.
- И все же, думаю, вы скромничаете - совершенно же другое катание по сравнению с предыдущими стартами показали ребята, разве нет?
- Ну, конечно, мы не бездельничали все это время, это понятно. Поэтому, конечно, упорные тренировки тоже дали свои результаты.
- Насколько теперь для вас будет важен чемпионат Европы? Грех не воспользоваться свалившимся шансом в первый же год существования пары...
- Вы знаете, самое смешное то, что чемпионат Европы, я уверен, для ребят будет в психологическом смысле более простым стартом. Там ведь сильных соперников окажется намного меньше, чем на чемпионате России. В Берне Кате и Саше терять будет нечего, а в Саранске было что терять.
- Как это нечего терять? А шанс попасть на чемпионат мира? Разве вы не допускаете, что в случае удачного выступления на Европе Гербольдт и Энберта могут отправить и в Токио?
- Нет, не допускаю. Думаю, не повлияет никак их катание в Берне на решение федерации.
- Даже если Катя и Саша обыграют Базарову и Ларионова?
- Хм. Я, конечно, в чудеса верю, но не до такой степени. Нет, если Базарова и Ларионов все элементы сорвут, а мои ребята все сделают чисто, тогда такое, конечно, возможно. А так, увы, шансов нет.
- Очень не вовремя в плане подготовки к чемпионату Европы возникла история со службой Энберта в армии. Когда, кстати, его призвали?
- Он попал в армию в осенний призыв этого года. Служит во внутренних войсках. Провел в казарме несколько дней. Благодаря поддержке спорткомитета Санкт-Петербурга и лично очень многих людей он сумел быстро принять присягу как член сборной команды страны. А потом его отпустили на тренировки. На Новый год, правда, у них усиление состава, и Энберт обязан быть в строю. Так что с 30 декабря и по 4 января как минимум, а то и еще дополнительную неделю, пока не знаю, как получится, он снова будет служить.
- Неужели не могут армейские чины войти в положение и не портить парню столь важный период в его спортивной карьере?
- Ну, шансы есть, что не испортят. Мы отправили в Минобороны письмо, которое подписали замминистра спорта РФ, руководители Федерации фигурного катания и так далее. Я надеюсь, что нам пойдут навстречу. К тому же дополнительным аргументом должен стать тот факт, что Энберт и Гербольдт попали на чемпионат Европы.
- Хочу услышать от вас оценку выступления другой пары из вашей с Тамарой Николаевной Москвиной группы - Юко Кавагути и Александра Смирнова. Как считаете, не совсем удачные прокаты являются следствием все тех же летних проблем со здоровьем партнерши?
- Да, безусловно. Они все еще не вошли в свою обычную форму. И мое личное мнение таково: эту форму они смогут набрать только к чемпионату мира в марте. Конечно, Юко и Саша прибавляют по ходу сезона, они стали лучше, я это вижу. Но до стопроцентной готовности к соревнованиям им еще далеко.
- Повлияет ли относительная неудача в Саранске на шансы Кавагути и Смирнова получить адекватные оценки на чемпионате мира? Имею в виду тот факт, что значимый, как известно, статус первой пары страны формально принадлежит теперь Татьяне Волосожар и Максиму Транькову, хотя разницу в прокатах трудно назвать столь уж глобальной...
- Все будет зависеть от готовности спортсменов. Волосожар и Траньков на чемпионат Европы не поедут, а Юко и Саша набирают кондиции и в Берне стартуют. А потом, доживем до чемпионата мира и посмотрим, что будет. Вообще же главное сейчас то, что у нас в России сейчас много интересных пар, которые не похожи друг на друга. И к тому же все - высокого класса.
- Целых семь штук.
- И это просто замечательно. Я всегда говорил: приятно выигрывать у сильных соперников. Особенно когда мы проделали массу работы, речь сейчас уже о Гербольдт и Энберте. Просто нам дали шанс чуть раньше, чем мы рассчитывали, это сделать.
- У спортсменов, кстати, не может в такой ситуации начаться какое-то подобие головокружения от успехов?
- Нет, не может. Я здесь для чего нахожусь? Если что, мозги вправляются очень быстро. Я бы даже сказал, моментально. Где-то в течение получаса.
- Прецеденты уже были?
- Нет, пока не было.
- Еще одна тема, которую хотел затронуть, - выступление на чемпионате вашего сына Артура Дмитриева-младшего. Он после короткой программы шел на втором месте с минимальным отставанием от лидера, но в произвольной не справился с катанием. Нервное напряжение?
- Нет, я думаю, дело в том, что он совсем недавно перешел от одного тренера к другому (от Алексея Мишина к Елене Буяновой-Водорезовой). Естественно, это все очень сложно. Артур всего три недели как катается у нового наставника. Программы у него все остались старые, те, которые ставились еще Мишиным. Спортсмен и новый тренер еще даже не выработали общий язык, на котором они будут говорить. А это очень важно. И этот процесс должен продолжаться хотя бы - повторяю, хотя бы - полгода. К тому же Артур - спортсмен пока еще не столь высокого класса, который может быстро перестроиться. Не супермегазвезда, так скажем. Что будет дальше, посмотрим, но пока налицо недопонимание между тренером и спортсменом.
- А как вы вообще отнеслись к тому, что он ушел от Мишина к Буяновой?
- Плохо. Я отнесся очень плохо. Я считаю, что своего тренера, к тому же тренера такого высокого класса, как Мишин, предавать нельзя. Но это мое личное мнение.
- Пытались отговорить сына от этого шага?
- Да, я пытался, но было, к сожалению, уже поздно. Решение приняли он и моя бывшая жена (Татьяна Дручинина). Мне было крайне непросто что-то этому противопоставить.
- Но у Артура-младшего ведь есть объяснение этого поступка: он говорит, что в группе Мишина все внимание уделяется сейчас Гачинскому, а он этого внимания недополучал...
- Вы знаете, объяснить можно что-то угодно. Когда я захочу вам что-нибудь объяснить, я придумаю миллион причин - и все они будут правдивые. Подчеркиваю, они будут не правдой, а правдивые.
- То есть, правдиво будут звучать?
- Да.
- Не могу не затронуть еще такого вопроса. Шесть лет назад вы организовывали в Санкт-Петербурге шоу с участием знаменитых фигуристов. Не думаете попробовать вернуться к этому роду деятельности?
- Нет, я передал бразды правления - моральные, так сказать, бразды - Илье Авербуху, Женьке Плющенко. Они стали моими, если так можно сказать, последователями. Многие ребята, которые у меня катались, с теплотой вспоминают те дни. Было круто после долгого перерыва организовать шоу на таком высоком уровне.
- Почему все-таки не удалось достичь успеха, как считаете? Может быть, не пришло тогда еще время "Ледниковых периодов"?
- Нет, просто у меня на это дело не было денег. Я бедный человек. Здесь все, увы, очень просто.
- То, чем вы занимаетесь сейчас, приносит вам счастье?
- Да, я очень доволен, что работаю тренером, и могу сказать, что действительно счастлив. Я этим занимался всю жизнь - и давно понял, что это мое.
- Свое ближайшее тренерское будущее вы видите в тандеме с Тамарой Николаевной Москвиной?
- Да, безусловно. Никаких других вариантов я не рассматриваю и думаю, что наша с ней связка - это очень сильно. И более того, не только я так думаю. Так думают и наши соперники.