МОСКВА, 30 дек - РИА Новости. Хамовнический суд Москвы в четверг приговорил экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева к 14 годам колонии общего режима за хищение нефти и отмывание выручки. В пресс-центре экс-главы ЮКОСа подсчитали, что Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2017 году с учетом нескольких лет нахождения в СИЗО.
Судья Виктор Данилкин признал Ходорковского и Лебедева виновными по статьям 160 и 174 часть 1. По первой статье судья назначил наказание восемь лет, по второй - девять, а всего путем частичного сложения - 13 лет 6 месяцев. Частично присоединив наказание, не отбытое по приговору Мещанского районного суда Москвы, судья окончательно назначил подсудимым наказание в виде 14 лет лишения с отбыванием в исправительной колонии общего режима, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) из зала суда.
При этом судья учитывал статью 160 УК РФ в более жесткой редакции 1996 года, а 174.1 - в редакции 2010 года, когда в нее были внесены президентские поправки, смягчающие наказание за экономические преступления.
Суд не стал решать вопрос по искам к Ходорковскому и Лебедеву и определил, что потерпевшие должны заявить их уже в порядке гражданского судопроизводства. Общая сумма требований по искам потерпевших от хищения нефти превышает 892 миллиарда рублей, а потерпевших от легализации имущества - 480 миллиардов рублей. По словам судьи, по искам необходимо провести дополнительные расчеты, в связи с чем он направил материалы в гражданское судопроизводство.
После того как судья огласил описательно-мотивировочную часть приговора, Лебедев передал журналистам записку, в которой прокомментировал выводы суда. "Судья Данилкин признал получение так называемыми потерпевшими прибыли в размере более 2 миллиардов долларов в результате так называемого хищения нефти", - написал подсудимый.
По данным пресс-центра экс-главы ЮКОСа, Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2017 году, поскольку им в срок наказания засчитаны несколько лет нахождения в СИЗО.
Ходорковский и Лебедев, срок заключения которых по первому делу истекал в следующем, 2011 году, спокойно восприняли перспективу остаться в заключении до 2017 года. Подсудимые слушали оглашение приговора со спокойными лицами. Блуждающая улыбка не сходила с лиц Ходорковского и Лебедева в течение всех четырех дней, пока судья зачитывал приговор.
"Приговор писал Лахтин (прокурор на процессе). Да здравствует наш гуманный, независимый суд!", - прокомментировал Ходорковский решение суда в Twitter.
Признанные виновными в хищении более 200 миллионов тонн нефти и легализации похищенного имущества, Ходорковский и Лебедев иронично относились к оценке судом доказательств их виновности - показаний свидетелей, множества протоколов, актов, распечаток электронных писем. Ходорковский, услышав срок, улыбнулся. За несколько минут до того, как в зал зашел судья зачитывать приговор, Ходорковский и Лебедев оживленно переговаривались и смеялись.
Родственники и друзья осужденных сильно расстроены приговором Хамовнического суда, который, впрочем, будет оспорен и в законную силу пока не вступил. О намерении подать кассационную жалобу еще в первый день оглашения заявляли адвокаты, позиция которых не может расходиться с мнением их клиентов.
По окончании оглашения приговора мать Ходорковского в сердцах крикнула судье "будьте вы прокляты".
Адвокат Юрий Шмидт заявил журналистам, что "приговор незаконный, необоснованный, не основывается на реальных доказательствах, вынесен под давлением". "Давление исходило от исполнительной власти", - утверждает Шмидт.
Он повторил, что вместе с коллегами планирует обжаловать приговор.
При этом Ходорковский и Лебедев не будут просить о помиловании, сказал журналистам по окончании оглашения приговора адвокат Ходорковского Вадим Клювгант.
Премьер-министр РФ Владимир Путин, отвечая 16 декабря в прямом эфире на вопрос о деле Ходорковского, привел известную цитату Жеглова из фильма "Место встречи изменить нельзя" - "Вор должен сидеть в тюрьме", но затем после прямого эфира пояснил, что имел в виду первое дело бывшего главы ЮКОСа, по которому Ходорковский отбывает восьмилетний срок заключения. Путин заявил, что в оценке первого дела Ходорковского исходит из того, что его преступления доказаны судом, и не считает свои ответы давлением на суд. "Что касается новых эпизодов, суд рассмотрит их объективно", - сказал премьер.
Защита Ходорковского расценила слова Путина как давление на суд перед началом оглашения приговора.
Президент РФ Дмитрий Медведев 24 декабря заявил, что никакой государственный чиновник, включая президента, не имеет права высказывать свою позицию по любому уголовному делу, включая дело Ходорковского, до момента вынесения приговора - или обвинительного, или оправдательного.
Представитель пресс-центра экс-главы ЮКОСа Максим Дбар сказал, что Ходорковский, исходя из решения суда, может выйти на свободу в 2017 году. Срок наказания исчисляется с момента ареста подсудимых по второму делу в 2007 году, то есть три года, которые шли суд и следствие, фигуранты дела наказание уже отбыли. Кроме того, суд учел в наказании срок нахождения Ходорковского и Лебедева в СИЗО "в рамках расследования первого уголовного дела", сказал представитель пресс-центра.
"Кроме того, Ходорковскому и Лебедеву засчитывается доназначенное сегодня наказание, срок их содержания под стражей в рамках первого уголовного дела. Таким образом, если приговор Хамовнического суда Москвы будет признан законным, то они смогут выйти на свободу в 2017 году", - сказал Дбар.
До вступления приговора в законную силу Ходорковский и Лебедев останутся в столичном СИЗО, сказал РИА Новости официальный представитель Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Александр Кромин. Решение о направлении Ходорковского и Лебедева в места лишения свободы будет приниматься в соответствии с действующим законодательством.
Правозащитники назвали решение судьи по делу Ходорковского "приговором всей судебной системе" России, "обидным и оскорбительным для страны". Адвокаты, опрошенные Российским агентством правовой и судебной информации, назвали приговор по второму делу неадекватным и абсурдным, а российские непарламентские партии расценили решение судьи как "произвол судебной системы", "абсолютно необоснованную и бессмысленную жестокость".
После оглашения приговора понадобилась скорая медицинская помощь журналистке агентства Ассошиэйтед пресс - она случайно получила от своего коллеги-оператора удар по голове тяжелой видеокамерой, поскольку оператор не заметил девушку.