Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Транспортно-энергетический кризис, парализовавший столицу и область в минувшие выходные, заставил еще раз задуматься над двумя вещами: над уязвимостью нашей техносферы перед капризами природы и над бесправностью российских потребителей перед продавцами услуг.
Наши чиновники не раз называли Москву современным мегаполисом, способным в недалеком будущем превратиться в международный финансовый центр. То, как город справляется с последствиями "ледяного дождя", заставляет в этом усомниться.
Голодные, злые, бесправные…
Ситуацию в столичных аэропортах Шереметьево, Внуково и Домодедово СМИ называют не иначе как коллапс: толпы людей, изможденных многочасовым ожиданием, драки с сотрудниками аэропортов и милиции, информационный вакуум. Фото и видео с мест напоминают сцены из советских фильмов об исходе белоэмигрантов из Крыма - перегруженные пожитками люди, расталкивая друг друга, штурмуют последний пароход, уходящий в Констанцию.
Между тем в России, как и в других странах, есть четкие правила, как должны действовать продавцы услуг в подобных ситуациях. Например, при задержке рейса на два часа пассажиров должны обеспечить водой и дать возможность сделать два бесплатных звонка. Пассажиры, задержанные на четыре часа - должны быть накормлены, на шесть-восемь часов - размещены в гостинице. Но долгое ожидание в столичных аэропортах зачастую сопровождается отсутствием элементарных удобств, и, скажем так, не самым доброжелательным отношением со стороны сотрудников аэропортов и авиакомпаний. "Люди в полном неведении, голодные и очень-очень злые", - говорят сами пассажиры в аэропортах. Если верить СМИ, многие из них находятся на грани нервного срыва.
Вопрос, еще вопрос
Кто виноват в случившемся - погода, слабая инфраструктура аэропортов, авиакомпании, а может быть, сами пассажиры? Море вопросов и все без ответов. Да, "ледяной дождь" - явление довольно редкое, но не уникальное, а в стране, где зима длится полгода, транспортные службы должны быть готовы к подобному. Наконец, метеопрогноз о том, что температура будет колебаться около нулевой отметки, а значит, есть риск оледенения, был дан за несколько дней до злосчастных выходных.
А как вышло, что стратегический объект, каким безусловно является аэропорт Домодедово, оказался не оборудован достаточно совершенной системой резервного энергоснабжения?
Наверное, корень бед надо искать не в погоде и состоянии техносферы (хотя и эта проблема крайне серьезна), а в парадигме отношений внутри триады власть-капитал-индивид.
Лояльность компаний к своим клиентам - это не их привилегия и даже не добрая воля, а осознанная необходимость. Необходимость, порожденная с одной стороны институтом конкуренции, с другой эффективной системой защиты прав потребителей. Одно без другого, как учит история, не действует. Западные общества потратили долгие годы, чтобы приучить бизнес и чиновников себя уважать.
Главная цель любого бизнеса - максимизация прибыли любой ценой. Задача общественных и государственных институтов сделать так, чтобы извлечение прибыли не шло в ущерб самому обществу, ведь в условиях бесконтрольной конкуренции законопослушный бизнесмен всегда проиграет мошеннику.
Не надо думать, что отсутствие щепетильности в ведении бизнеса - особая российская специфика, мол, "место у нас заколдованное". Американских богачей-бизнесменов в конце XIX века звали не иначе, как бароны-разбойники - в ведении дел они не гнушались шантажом, подкупом и куда более грязными методами. Один из крупнейших магнатов того времени Корнелиус Вандербильт нанимал банды головорезов для нападений на железные дороги своего конкурента Джея Гулда. Если верить биографам, на вопрос, приходилось ли ему преступать закон, Вандербильт цинично отвечал - только наивные люди думают, что можно управлять железными дорогами, соблюдая законы.
Родом из 90-х
И все же российский бизнес имеет свою специфику. "Разбойник" Вандербильт начинал свое дело с маленькой баржи, купленной на деньги, одолженные у матери. Деловая карьера многих представителей российского бизнеса начиналась в чиновничьих кабинетах - советские, партийные и комсомольские функционеры в конце 80-х стали сначала выгодополучателями государственных предприятий, а затем и их собственниками. Значительную часть предпринимательского сообщества сформировали выходцы из криминальных и полукриминальных структур - сейчас таких бизнесменов политкорректно именуют "людьми с прошлым". Сама приватизация госимущества осталась в памяти людей большой махинацией с советским наследием.
Стоит ли удивляться, что сформировавшиеся деловые институты по сей день несут на себе отпечаток среды, из которой они вышли. И стоит ли удивляться, что для чиновника-бизнесмена клиент - бесправный проситель, обивающий порог его кабинета, а для авторитетного предпринимателя - "лох", которого не грех развести.
На российском потребителе тоже лежит печать прошлого - он не готов отстаивать свои права: дорого, хлопотно и, скорее всего, бесполезно. Даже если выиграешь суд, компенсация будет скорее символической.
Судите сами, в 2006 году, американка, облившаяся горячим кофе в закусочной McDonalds, отсудила у компании около трех миллионов долларов. Несчастные пассажиры московских аэропортов могут рассчитывать от силы на 10-15 тыс. рублей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции