ПЕРМЬ, 28 дек - РИА Новости. Участок обвалившейся земли, образовавшийся месяц назад под железнодорожными путями в районе станции Березники, по прогнозам ученых, продолжит расти, сообщает во вторник пресс-служба местной администрации. Региональные власти тем временем организуют мониторинг, чтобы определить возможность образования новых провалов.
Проседание грунта произошло 25 ноября утром на территории железнодорожных путей, примыкающих к промплощадкам Березниковского шахтостроительного управления и Первого рудоуправления ОАО "Уралкалий", возле железнодорожной станции Березники в Пермском крае. В земле образовалась полость, куда провалился грузовой вагон. Работа станции была приостановлена и возобновлена через несколько суток. По состоянию на 28 декабря размеры воронки составили 81 на 41 метр, при этом значительное увеличение произошло в минувшие выходные.
Во вторник на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в Березниках ученые Горного института УрО РАН представили итоги работы по определению причин ЧП, которое, как выяснилось, не имеет связи с рудником.
"Первоначально выдвигались две версии образования воронки. Комплексные исследования ученых подтвердили, что проседание почвы не связано с выработанным пространством рудника БКПРУ-1, образование воронки является аналогом карстово-суффозионных процессов", - говорится в сообщении.
По оценке директора Горного института Александра Баряха, комплекс проведенных исследований отмечает разрушения только в приповерхностной части воронки.
"Отсутствие связи образовавшейся воронки с подземными выработками подтверждает быстрое затухание в данном районе сейсмической активности. Для глубинных явлений это является нехарактерным. Есть и другие подтверждения, например, отсутствие газа, который должен в каком-то количестве выделяться из выработанного пространства, а также локализация деформаций земной поверхности на очень небольшой площади", - приводит пресс-служба слова Баряха.
Место происшествия находится примерно в 400 метрах южнее железнодорожной станции Березники и в почти 800 метрах севернее провала, образовавшегося 28 июля 2007 года в результате аварии на БКПРУ-1 компании "Уралкалий".
"По прогнозам ученых, размеры воронки могут увеличиваться... Это связано с естественным выполаживанием бортов воронки и с особенностью пород на исследованной территории: разуплотненные, трещиноватые мергели (осадочная горная порода - ред.) способствуют образованию карста. По причине выполаживания бортов возможно незначительное увеличение размеров воронки в сторону железнодорожной станции, однако, по мнению ученых, поводов для расширения границ потенциально опасной зоны нет", - заключают власти.
По итогам КЧС решено продолжить мониторинг на территории образования воронки и в следующем году, вплоть до окончания весеннего паводка. Кроме того, в 2011 году будет усилен мониторинг территории города.
"Ученые предложили продолжить наблюдения на протяжении ближайшего квартала для того, чтобы понаблюдать за развитием ситуации в период паводка. Надо понять, можно ли полностью восстановить работу станции, можно ли засыпать воронку, как это обычно делается с карстовыми образованиями. Еще один вопрос: могут ли быть подобные участки на подработанной территории города? Уверен, что исследования ученых позволят предупредить возникновение подобных ситуаций", - приводит пресс-служба слова главы города Сергея Дьякова.
Несколько лет назад в Березниках на первом рудоуправлении ОАО "Уралкалий" (БКПРУ-1, расположено на Березниковском участке Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей) в результате попадания грунтовых вод в шахту последовало разрушение грунта. После образования нового участка провалившейся почвы в ноябре 2010 года компания заявляла, что две воронки не связаны друг с другом.