МОСКВА, 28 дек – РИА Новости, Алина Гайнуллина. Крупнейший онлайн-ритейлер Amazon запатентовал технологию, которая позволит потенциальному адресату ненужного ему подарка вернуть его продавцу еще до получения, сократив таким образом затраты ритейлера на обработку заказа и его доставку, пишет Washington Post.
Будущая инновация Amazon, которая пока недоступна для пользователей, включает опцию автоматического возврата подарков от определенных людей, которые наверняка не смогут угодить привередливому получателю. Иными словами, клиент сайта Amazon сможет сформировать список нежелательных дарителей, чьи подарки в свой адрес он сможет проверить до отправки.
Сроки внедрения технологии на сайте Amazon пока не раскрываются, поскольку компания намерена разработать такую маркетинговую кампанию, которая бы не ущемляла чувства потенциальных дарителей и не ударила бы, таким образом, по продажам сайта.
Однако серьезность намерений ритейлера очевидна, поскольку права на 12-страничный патент уже закреплены за основателем Amazon Джеффом Безосом (Jeff Bezos). В описание патента входит "Мастер создания правил возврата подарков" (Gift Conversion Rules Wizard), в котором пользователь может определить, например, что не хочет получать от кого-либо одежду из шерсти. Кроме того, получатель может либо отправить дарителю записку с благодарностью за изначальный подарок, либо оповестить его о замене.
На первый взгляд, схема может показаться несколько грубоватой, поскольку позволит пользователю получить оповещение по e-mail о заказанном для него подарке и проверить его цену. Критики высказывают надежду, что Amazon откажется от этой идеи и не станет превращать ритуал обмена подарками в обычную онлайн-транзакцию.
Однако с точки зрения ритейлера, который уже имеет на сайте специальную форму для обмена не понравившихся подарков на сертификаты того же номинала, система выгодна, поскольку позволит избежать затрат времени и средств на логистику, которые в предпраздничный период становятся дефицитным ресурсом. В частности, по данным WP, в США возвращаются до 30% всех онлайн-покупок, и стоимость их обратной доставки чаще всего ложится на плечи ритейлеров.
"Это миллионы, а иногда и миллиарды долларов", - говорит аналитик компании Yankee Group Карл Хоу (Carl Howe). "С точки зрения продавца, такая система просто золото", - заявляет он. "Однако это потребует значительных изменений в потребительском поведении, которых всегда сложно добиться", - считает Хоу.
Предыдущие попытки онлайн-ритейлеров сократить расходы на доставку нежелательных подарков включали выпуск подарочных сертификатов, либо создание так называемых "виш-листов" (wish-list или список желаемых подарков). Последняя функция появилась в нынешнем году и в популярных социальных сетях Рунета. Сайт "Одноклассники" в октябре запустил сервис "Желанные подарки", с помощью которого пользователи могут дарить друг другу товары из ассортимента сотрудничающих с сетью интернет-магазинов. Похожий сервис "Мои желания" был запущен летом другой российской социальной сетью - "ВКонтакте". Пользователи могут не только покупать и заказывать друзьям подарки прямо на страницах ресурса, но и отмечать товары на страницах сайтов-партнеров с помощью специальной кнопки "Хочу в подарок".
Одним из крупнейших российских ритейлеров, сотрудничающих с соцсетями, является интернет-магазин Ozon. Сайт, однако, не предоставляет клиентам специальную опцию возврата полученных подарков, ограничиваясь стандартной схемой возврата товара.
Как сообщалось ранее, количество заказов в предновогодний период 2010 года на Ozon в среднем составляет 14 тысяч в день, что в два раза больше, чем в обычные дни (7 тысяч заказов) и выше, чем в предпраздничный период 2009 года (10 тысяч заказов). Для сравнения – в так называемый "киберпонедельник" 29 ноября на Amazon клиенты по всему миру заказали более 13,7 миллиона товаров, то есть ежесекундно оформлялись рекордные 158 заказов.