Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Экономический кризис, возможно, и преодолен, но его тень еще долго будет витать над нашей экономикой. Тему кризиса не обошел стороной президент Дмитрий Медведев в ходе итогового интервью руководителям трех федеральных телеканалов. Примерно в то же самое время вице-премьеры Игорь Шувалов и Александр Жуков, а также глава Центробанка Сергей Игнатьев представляли в Госдуме антикризисный отчет правительства за девять месяцев 2010 года.
Кризис ушел. Кризис остался
Дмитрий Медведев назвал преодоление экономического кризиса одним из главных итогов уходящего года. Падение вниз, по его словам, сменилось устойчивым ростом: российская экономика выходит "где-то на 4% роста валового внутреннего продукта". И это не единственный позитивный маркер. Положительное сальдо внешнеторгового баланса в январе-ноябре 2010-го в годовом исчислении выросло на 37,3% – до $135,8 млрд. Инвестиции в основной капитал за тот же период, по словам Александра Жукова, выросли на 5,1%. Кредитные портфели российских банков по итогам года могут увеличиться на 10-12%.
Все это хорошо, но и тревожных сигналов тоже хватает – сам факт того, что государство серьезно тратится на антикризисные меры, отчасти говорит о наличии проблем.
Согласно представленному в Госдуме отчету, на антикризисные меры в этом году было предусмотрено 295 млрд рублей из федерального бюджета. К 1 октября потрачено 233,7 миллиарда.
К тому же надо понимать, что хорошая статистика – одно из последствий кризиса. Ведь многие положительные показатели стали результатом низкой базы. Это касается и роста инвестиций в основной капитал (в прошлом году они снизились на 11%), и роста ВВП. Кстати, дальнейшие перспективы этого роста довольно туманны. Эффект базы практически исчерпан, эффект отложенного спроса (он тоже сыграл роль в улучшении экономических показателей), возможно, тоже. Повышение налоговой нагрузки на бизнес вряд ли будет стимулировать деловую активность. Значит, вся надежда на внешнюю конъюнктуру. Она действительно благоприятствует нам, но фортуна переменчива. Кроме того, ряд экспертов высказывал предположение, что даже с учетом высоких цен на нефть "сырьевой" рост может не превысить 2% в год.
Приток и отток
Несырьевой рост требует значительных инвестиций, но пока, к сожалению, из российской экономики денег больше уходит, чем притекает в нее: по итогам года ЦБ прогнозирует чистый отток капитала в $22 млрд.
Конечно, власти надеются переломить отрицательный тренд. По словам Жукова, государственные ассигнования на привлечение иностранных инвестиций в 2011 году составят 1,5 трлн рублей. Главное, чтобы это не привело к притоку спекулятивного капитала (такие опасения есть) – он-то экономике как раз и не нужен.
Успех в привлечении инвестиций в российскую экономику во многом зависит от активности банков. Вернее, от размеров процентной ставки, которая, по словам Жукова, снижается. Но для эффективного кредитования экономики это снижение должно быть намного существеннее. Но при высокой инфляции этот процесс невозможен. Чтобы банки эффективно кредитовали промышленность, чтобы по-настоящему заработала ипотека, необходимо снизить инфляцию до европейского уровня, то есть как минимум до 4-5% в год. Задача такая ставится, в бюджете на следующий год предусмотрен показатель в 6,5%, представители ЦБ говорили о 6-7%. Дежавю: в начале 2010 года власти точно так же говорили о 6-7%, в конце года получаем 8,5%.
Старые "болячки"
Помимо экономической неопределенности, кризис оставил немало других "болячек". Одна из них – проблема крупных неэффективных предприятий, прежде всего в моногородах. Во время острой фазы кризиса государство их активно поддерживало (иначе говоря, давало им деньги), имея в виду, что они выполняют не столько экономическую, сколько социальную функцию – обеспечивают десятки тысяч людей работой.
Но проблему рано или поздно все равно придется решать. По словам Жукова, разработано 50 инвестпроектов для моногородов, реализация которых позволит создать 200 тыс. новых рабочих мест и привлечь до 190 млрд рублей в виде инвестиций. Правительством уже перечислено на реализацию этих проектов 10 млрд рублей дотаций и предоставлено бюджетных кредитов на 5,6 млрд рублей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции