МОСКВА, 24 дек - РИА Новости, Алина Гайнуллина. Стив Джобс (Steve Jobs), глава компании Apple, представившей в этом году продукты-хиты - планшет iPad, смартфон iPhone 4 и обновленный ноутбук MacBook Air, - назван газетой Financial Times "Человеком 2010 года".
Присвоение Джобсу звания "Человек года" FT связывает, прежде всего, с запуском в этом году принципиально нового для рынка продукта - планшетного компьютера iPad. Выступление Джобса на презентации iPad в январе 2010 года газета назвала "самым важным возвращением в истории современного бизнеса", имея в виду возвращение главы Apple к работе после перенесенной им в 2009 году операции по пересадке печени.
Гаджет быстро создал тенденцию на рынке, и теперь многочисленные конкуренты разрабатывают свои версии планшетов. "iPad демонстрирует будущее без компьютерной мыши - и мир без Windows", - пишет газета. Это отчасти подтверждается тем, что планшеты за короткий срок сумели оказать ощутимое влияние на смежные рынки ноутбуков и нетбуков.
Джобс, внесший значительный вклад в популяризацию персональных компьютеров, попал на первые полосы газет даже в более молодом возрасте, чем основатель крупнейшей социальной сети Facebook Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg), названный человеком 2010 года журналом Time. Он основал Apple в 21 год, а когда компания проводила IPO в 1980 году, ему было всего 25 лет. Как и Цукерберг, Джобс не окончил университет и не имеет технического образования.
В 1985 году Джобс ушел из основанной им компании из-за конфликта с советом директоров и основал другую IT-компанию - NeXT. В 1997 году он вернулся в Apple, которая в то время теряла рынок, демонстративно установив себе годовую зарплату в один доллар США. Возвращение Джобса не просто спасло компанию, а привело ее в мировые лидеры.
Критики бизнесмена часто говорят о том, что Джобс способен "создавать искаженную действительность" - провоцировать рекордный спрос на недешевые продукты, о необходимости и функциональности которых для себя потребители не подозревают вплоть до покупки. Еще они говорят, что компания Джобса закрыта для журналистов и недружелюбна по отношению к разработчикам приложений.
Кроме того, глава Apple часто критикуется за резкие и неоднозначные высказывания в адрес конкурентов. Его высказывание о компактных планшетных компьютерах, которые выпускают или готовят к выпуску конкуренты, как о "мертворожденных" спровоцировало активную полемику участников рынка.
Зато Apple, ее продукция и сам Джобс не теряют популярности у потребителя. Например, миниатюрная коллекционная статуэтка Джобса производства китайской компании M.I.C Gadget была недавно продана на аукционе eBay за 2,5 тысячи долларов.
"Стив - последний из великих конструкторов. Его особенность в том, что он создает рабочие места и новые сферы бизнеса из воздуха, в то время как директора большинства американских компаний думают о сокращении расходов и штата", - говорит финансист Роджер Макнейм (Roger McNamee), сотрудничавший с Apple.
СМИ уже неоднократно присуждали Стиву Джобсу громкие звания. Журнал Fortune назвал его самым влиятельным предпринимателем 2007 года, поставив в рейтинге выше, чем руководителей Google и Microsoft. В 2009 году Forbes включил его в список лучших менеджеров года "великой рецессии", которые в условиях глобального кризиса сумели удержать компанию на плаву.
Financial Times, подобно другим авторитетным изданиям, ежегодно выбирает своего фаворита. "Человеком 2009 года" по версии FT стал глава инвестиционного банка Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн (Lloyd Blankfein), а в 2008 году этого звания удостоился вновь избранный президента США Барак Обама (Barack Obama).