Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Экологи, подводя итоги этого года, отнеслись к правительству, как строгие взрослые – к детям. Аксиомы воспитателя: хвали, но не перехваливай, критикуй, но конструктивно, ругай не человека, а поступки. Подход вполне экологичный: он явно охраняет окружающую политическую среду и самих защитников природы.
Звериный крик о помощи услышан
Хвалебной рецензии экологов удостоился петербургский Тигриный саммит в ноябре с участием глав правительств 13 стран, на территории которых живут огромные кошки. Тигров осталось на земле 3,2 тыс. (век назад их было 100 тыс.). Как подчеркнул на форуме Владимир Путин, к такой плачевной ситуации привели эгоистическая хозяйственная деятельность и бездумное лесопользование. «Сегодня природа нам посылает сигналы бедствия в надежде быть услышанной. И мы должны ее услышать», - сказал премьер.
Главное завоевание форума – декларация, принятая премьерами тигриных стран, об удвоении числа тигров к 2022 году – году тигра по восточному календарю. Эта цель может быть выполнена, если «тигриные» государства создадут новые особо охраняемые территории (ООПТ), примут биотехнические меры (например, по увеличению числа копытных – оленей и кабанов, главной пищи амурских тигров), ужесточат наказания за браконьерство и торговлю тигриными дериватами и т.д.
Полосатым кошкам повезло. Но громкий сигнал «SOS» давно подают их пятнистые сородичи – дальневосточные леопарды. Если амурских тигров – не более 500 особей, то их земляков-леопардов всего 35-45. Главный покровитель дальневосточных леопардов – вице-премьер Сергей Иванов – недавно заявил, что необходимо разработать национальную программу сохранения этих пятнистых кошек.
Он поддержал идею экологов о том, что пора объединить дальневосточный заповедник «Кедровая падь» и природный заказник «Леопардовый» и создать национальный парк «Земля леопарда».
Впрочем, если уж решать проблемы сохранения биоразнообразия, то нужно прислушаться и к другим крикам о помощи – снежного барса, даурского журавля и так далее. Их шансы на спасение увеличивает рост финансирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ). До сих пор, по словам главы департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Рината Гизатуллина, ООПТ зачастую «влачили нищенское существование». В 2011 году их финансирование увеличится на 35%, что позволит восстановить, к примеру, экологические тропы. Кстати, серию визитов в заповедники в последние годы нанес премьер Владимир Путин. В августе он, к примеру, заехал в Усть-Ленский заповедник.
Экологи воздали должное правительственному вниманию к Байкалу. Существует федеральная целевая программа по сохранению его уникальной среды и ликвидации последствий антропогенного ущерба. Впрочем, без ложки дегтя в байкальском «меде» не обошлось. Защитники природы возмущались постановлением правительства от 13 января этого года, фактически разрешающим Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату работать (производство было остановлено 10 ноября 2008 года).
Природные и антропогенные катаклизмы
Лесные пожары, бушевавшие в европейской части России этим летом, вернутся в следующем году, прогнозирует директор программ «Гринпис России» Иван Блоков. Ведь в управлении лесными хозяйствами за это время вряд ли что-то радикально изменится. И деревья будет пожирать не только пламя, но и непарные шелкопряды и короеды. Экологи прогнозируют: шелкопряды обрушатся на Краснодарский край, короеды – на Московскую область.
Такое стихийное бедствие, безусловно, ужасает. Впрочем, человечество, кажется, теперь уже ничем не удивишь.
В этом году произошло несколько страшных природных и антропогенных катастроф. В январе из-за землетрясения на Гаити погибли более 200 тыс. человек. Апрельское извержение исландского вулкана с неблагозвучным названием Эйяфьятлайокудль блокировало европейские и американские авиаперевозки и обрушило биржи. В России летом стояла аномальная жара, Пакистан страдал от наводнений, а в Южной Америке выпал снег и установились экстремальные холода.
Самой страшной антропогенной катастрофой стал весенний разлив нефти в Мексиканском заливе. Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула у побережья Луизианы 22 апреля после взрыва и 36-часового пожара. Погибли 11 человек, утечка нефти составила 4,9 млн баррелей. В конце июня на саммите G20 в Торонто российский президент Дмитрий Медведев в связи с этим экологическим бедствием предложил создать международный механизм предотвращения и ликвидации последствий катастроф, включающий страхование экологических рисков. «Разлив нефти заставил многих глав государств всерьез заняться проблемой», - прокомментировал эту инициативу директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин.
Экологический ликбез
Нет никаких оснований полагать, что в России сократятся загрязнения воздуха, воды и почвы, считает Иван Блоков. Напротив, по сравнению с ноябрем прошлого года количество экстремальных загрязнений выросло в минувшем ноябре на 8%. Решение многих экологических проблем не сдвинулось с места. Сколько ни пропагандируют, к примеру, раздельный сбор мусора, население не спешит следовать советам экологов.
Необходима экологическая пропаганда, экологический ликбез, убеждены защитники природы. Нужен школьный курс экологии, однако он так пока и не внесен в школьную программу, сетуют во Гринписе и WWF. Да и взрослые люди подчас слабо разбираются в природоохранных вопросах.
Впрочем, экологи не отчаиваются. Общественная обеспокоенность защитой природы выросла, говорит директор программ «Гринпис России» Иван Блоков, и приводит данные августовского опроса Левада-центра. Раньше проблемами природы были озабочены 17-24% россиян, теперь – 31%. Такой всплеск во многом объясняется частотой и силой природных катаклизмов этого года. Еще одна причина «популярности» природоохранных вопросов – политическая конъюнктура и общественная мода. Но, как бы там ни было, многие экологические уроки в этом году извлечены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции