Рейтинг@Mail.ru
Москва: отставка Лужкова, новый Генплан, жара и смог в городе - РИА Новости, 23.12.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва: отставка Лужкова, новый Генплан, жара и смог в городе

Читать ria.ru в
Дзен
В уходящем году в столице сменился мэр после почти 19 лет руководства Юрия Лужкова, а развитие города до 2025 года закрепили в принятом Генплане.

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Уходящий год стал для Москвы богатым на события. В столице сменился мэр после почти 19 лет руководства Юрия Лужкова, а развитие города до 2025 года закрепили в принятом Генплане. Март для столицы отозвался трагедией - в метро прогремело два взрыва, которые унесли жизни 40 человек, а лето принесло горожанам аномальную жару и испытания смогом от пожаров в Подмосковье.

1. В Москве сменился мэр

Президент РФ Дмитрий Медведев 28 сентября 2010 года отрешил от должности Юрия Лужкова, занимавшего пост мэра Москвы более 18 лет, в связи с утратой доверия. Политологи связали жесткую отставку Лужкова с тем, что он нарушил договоренность уйти добровольно в отставку после выхода из недельного отпуска. После отставки Лужков возглавил факультет управления крупными городами Международного университета в Москве. Исполняющим обязанности мэра Москвы был назначен глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин, он занимал эту должность чуть меньше месяца. На пост мэра Москвы было предложено четыре кандидатуры - министра транспорта РФ Игоря Левитина, вице-премьера Сергея Собянина, губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и первого заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой. Медведев 15 октября 2010 года остановил свой выбор на Собянине, а 21 октября 2010 года Собянин был утвержден Мосгордумой на должность мэра Москвы.

Президент России обрисовал круг основных задач, которыми предстоит заняться новому мэру: поднять уровень жизни москвичей, решить транспортную проблему, сделать город международным финансовым центром. Собянин пообещал, что вплотную займется транспортной проблемой Москвы.

После его назначения в правительстве Москвы произошли серьезные кадровые изменения. Костяк команды Лужкова значительно поредел, хотя многие старожилы и остались на своих должностях, в правительстве появилось много новых имен из федеральных структур. Собянин также ввел и новые должности, в частности, появилась должность ответственного за развитие транспортной инфраструктуры в Москве.

2. Теракты в московском метро

В утренний час пик 29 марта 2010 года на станциях московского метро "Лубянка" и "Парк культуры" с интервалом в 45 минут произошли два взрыва. Впоследствии они были квалифицированы следствием как теракт. В результате взрывов погибли 40 человек, около 160 пострадали.

Силовые структуры установили личность смертницы, подорвавшей себя на станции "Лубянка" - это Мариам Шарипова, 1982 года рождения. Второй взрыв совершила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова (Абдуллаева), 1992 года рождения. Меньше чем через месяц после произошедшего стали известны организаторы и исполнители терактов, некоторых из них удалось задержать, а некоторые были уничтожены при попытке задержания.

В связи с терактами было принято решение о разработке программы комплексной безопасности на транспорте. В конце июля на станции метро "Охотный ряд" прошла презентация пилотного проекта, который включает в себя новейшие технические средства обеспечения безопасности, в том числе специальные устройства по выявлению взрывчатых и химических опасных веществ. Оснастить системой комплексной безопасности метрополитен в Москве и других городах России планируется к 1 января 2014 года.

3. Год погодных аномалий

Весь 2010 год погода испытывала москвичей на прочность. Зима 2009-2010 оказалась самой холодной в Москве за последние 10 лет, температура была на 2,5 градуса ниже нормы, в январе целую неделю стояли морозы в минус 25-30 градусов.

За лето в столице было побито более 20 температурных рекордов, а еще более серьезным испытанием для москвичей стал смог от природных пожаров, охвативших Подмосковье из-за аномальной жары и засухи. Едкая дымка стала привычным явлением в городе, люди спасались респираторными масками и марлевыми повязками. Из-за этого в августе смертность в столице выросла почти вдвое, до 15,016 тысячи человек.

При этом Юрий Лужков, который тогда занимал пост мэра Москвы, подвергся критике за отпуск во время смога и аномальной жары в Москве, когда город две недели был в дыму из-за горящих в Подмосковье торфяников.

Ноябрь этого года также стал самым теплым за последние 10 лет - всего за месяц в Москве было установлено шесть температурных рекордов, температура поднималась до плюс 14,5 градусов.

4. Москва начала жить по новому генплану

Главный градостроительный документ столицы - Генплан развития Москвы до 2025 года вызвал широкое общественное обсуждение. Мосгордума 5 мая 2010 года приняла этот документ, несмотря на протесты общественности и просьбы Общественной палаты отложить его принятие и доработать. Генплан вступил в силу 14 июня 2010 года.

В Генплане закреплены основные направления развития Москвы на ближайшие 15 лет, в том числе будущее транспортной инфраструктуры столицы, реформирование жилищного фонда, создание новых зеленых зон в Москве и другие основополагающие для жизни города моменты. Документ в том виде, в котором он был принят, не устроил многих, а партия "Яблоко" даже решила судиться и добиваться его отмены. Лидер "Яблока" Сергей Митрохин подал иск по отмене Генплана, указав, что он не был согласован с правительством РФ и правительством Московской области, не получил положительное заключение государственной экспертизы, однако Мосгорсуд 7 октября отклонил этот иск.

Новый мэр Москвы Сергей Собянин не исключил корректировки Генплана, для этого он специально создал градостроительно-земельную комиссию, в числе функций которой - внесение изменений в данный документ.

5. Власти Москвы всерьез занялись транспортными проблемами

В этом году столица обрела и "транспортный генплан" по борьбе с пробками, разработанный по инициативе нового мэра города Сергея Собянина, который раскритиковал транспортную ситуацию в Москве. На сайте правительства Москвы 21 декабря был опубликован перечень приоритетных направлений по решению транспортных проблем, призванный сделать столицу "городом, удобным для жизни".

Московские власти намерены ориентироваться на лучший мировой опыт, в частности, отказаться от принципа "один автомобиль - один пассажир" и развивать при этом общественный транспорт, на который приходится целых 80% пассажирских перевозок в столице. План на 2011-2012 годы предусматривает пять основных направлений: развитие общественного транспорта (в том числе строительство линий для скоростного трамвая), пересмотр градостроительной политики, развитие улично-дорожной сети и улучшение условий движения (в том числе завершение крупных дорожных объектов, расширение "узких мест" и внедрение современных систем управления дорожным движением), развитие парковочного пространства.

6. Споры вокруг исторического облика Москвы

В 2010 году в Москве практически каждый месяц возникали конфликты вокруг возможного изменения исторического облика города. Члены общественных движений протестовали против сноса старинного флигеля во время реконструкции под театр "Геликон" усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской улице, защищали от сноса здания комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах, а также выступали против строительства многофункционального комплекса в районе Хитровской площади. Кроме того, в конце года возник конфликт в Малом Козихинском переулке, где студия "ТРИТЭ" Никиты Михалкова решила построить гостиницу.

Активная позиция общественников и жителей столицы по многим объектам заставила власти или инвесторов изменить первоначальные планы. В частности, московские власти решили пересмотреть проект реконструкции Пушкинской площади, под которой предполагалось построить развлекательный центр и тоннель. Кроме того, мэр Москвы Сергей Собянин принял решение, что вместо запланированного возведения многофункционального комплекса на Хитровке, на площади будет разбит сквер, а под площадью - подземная парковка. В настоящее время в очереди на пересмотр стоят проекты реконструкции "Детского мира" на Лубянке, "Геликон-оперы", "Провиантских складов", а также строительства депозитария музеев Кремля на Боровицкой площади.

7. Крепкий алкоголь запретили продавать с 22.00 до 10.00

Первого сентября в Москве вступило в силу постановление столичного правительства об ужесточении правил торговли крепким алкоголем ночью: продажа напитков с содержанием спирта более 15% была запрещена с 22.00 до 10.00, ранее "комендантский час" на реализацию спиртного действовал с 23.00 до 8.00.

Под действие новой нормы подпали около 800 работающих в круглосуточном режиме магазинов. Многие магазины стали ставить в своих магазинах на кассы специальные блокираторы, которое не позволяют продавцам оформить покупку спиртного в "запретные" часы, а самим сотрудникам грозили за подобное увольнением. В магазинах попроще после 22.00 прилавки с крепким алкоголем просто закрывают тканью и вывешивают объявление, что продукция не продается.

В начале ноября, спустя три месяца после введения этой нормы, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что польза от нее очевидна, поскольку количество преступлений, совершенных ночью в состоянии алкогольного опьянения, заметно снизилось, уменьшилось и число пьяных водителей.

8. Конфликт с поселком "Речник"

В садовом некоммерческом партнерстве "Речник" 21 января начался снос домов по решению Кунцевского суда Москвы, который счел капитальные строения незаконными, так как поселок находится на землях особо охраняемого парка "Москворецкий" и у владельцев нет надлежащих правоустанавливающих документов на землю. Жители "Речника", несмотря на сильные морозы, дежурили у въезда в поселок, пытаясь не допустить снос своих домов. Когда было снесено более 20 домов, снос приостанов

или на время расследования Генпрокуратуры РФ.

Прокуратура Москвы 14 апреля предложила жителям "Речника" представить документы, подтверждающие их права на земельные участки для "объективного рассмотрения вопросов, связанных с наличием прав на занимаемые участки". Членам СНП предложили представить в Кунцевскую межрайонную прокуратуру Москвы документы и пояснения об основаниях, давности приобретения и обстоятельствах фактического использования земельных участков. За этим последовал целый ряд судебных разбирательств. СНП "Речник" утверждает, что является правопреемником садоводческого товарищества "Речник", которому в 1956 году был предоставлен в пользование земельный участок площадью около 29 гектаров. Правительство РФ полагает, что СНП не доказало, что является преемником садового товарищества. В частности, в декабре Девятый арбитражный апелляционный суд в понедельник подтвердил отказ СНП "Речник" в иске к правительству РФ о признании права бессрочного пользования на земельный участок площадью 71 квадратный метр, находящийся под зданием правления поселка.

9. Транспортный коллапс на Ленинградке

Власти Москвы приняли решение провести в середине лета 2010 года ремонт путепровода на пересечении Ленинградского шоссе с Октябрьской железной дорогой, который находился в аварийном состоянии. Работы начались в ночь на 26 июня. В результате на этом участке дороги для автомобильного движения осталось лишь по одной полосе из трех в каждую сторону, что сразу же привело к образованию гигантских пробок и недовольству автомобилистов. Кроме того, были перекрыты некоторые съезды с МКАД на шоссе. В результате многие пассажиры опоздали на авиарейсы в Шереметьево.

Через неделю, 2 июля на путепроводе были выделены для движения две полосы, и транспортная ситуация там значительно улучшилась. Кроме того, "Аэроэкспресс" совместно с МЖД ввели дополнительные рейсы электропоездов между Белорусским вокзалом и аэропортом Шереметьево в дневное время.

Между тем, Генпрокуратура после проведенного расследования сочла, что виновными в транспортном коллапсе на Ленинградском шоссе являются правительство Москвы и Росавтодор, и внесла им представление. В конце концов "злополучный" путепровод был открыт после ремонта 11 октября.

10. Москва и Подмосковье решили увязать свои планы развития

Отношения между Москвой и Подмосковьем при прежнем столичном градоначальнике Юрии Лужкове складывались не вполне благополучно из-за противоречий по ряду вопросов, в том числе из-за постоянно возникающих слухов о возможном объединении двух регионов. Дело дошло до обоюдных оскорблений жарким летом 2010 года, когда Лужков возложил на губернатора Бориса Громова всю ответственность за неэффективную борьбу с торфяными пожарами.

Надежду на то, что отношения между столицей и областью будут развиваться "в совершенно ином ключе", Громов выразил еще в начале октября, вскоре после назначения Собянина на должность столичного градоначальника. А уже в начале ноября они провели совместную встречу, на которой решили объединить усилия в развитии двух субъектов.

В частности, власти Москвы и Подмосковья создали коллегию для обсуждения совместных мероприятий развития московского региона. В конце ноября Громов и Собянин подписали план взаимодействия между двумя субъектами в области градостроительства, транспорта, природопользования, потребительского рынка и услуг, ритуального обслуживания. Также предполагается развитие единой энергосистемы, инвестиционной политики, социальной сферы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала