Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Антиновогодний" Блок

Армен Гарникович Оганесян
Армен Гарникович Оганесян
Читать ria.ru в
Можете ли вы представить себе, чтобы в предновогодней суете, буквально за сутки до Нового года, 30 декабря, состоялся корпоратив, на котором какой-то "чудак" рискнул бы выступить с докладом, например, на тему "Стихия и культура". Минут этак на 40… Между тем такой "корпоратив" состоялся 30 декабря 1908 года, "чудак" этот был не кто иной, как А.Блок, а его слушатели – члены Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге.

Можете ли вы представить себе, чтобы в предновогодней суете, буквально за сутки до Нового года, 30 декабря, состоялся корпоратив, на котором какой-то "чудак" рискнул бы выступить с докладом, например, на тему "Стихия и культура". Минут этак на 40… Между тем такой "корпоратив" состоялся 30 декабря 1908 года, "чудак" этот был не кто иной, как А.Блок, а его слушатели – члены Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что пафос выступления поэта был совсем не новогодний, а, можно сказать, просто "антиновогодний"…

"Я думаю, что в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы… Совершенно понятно, что люди стремятся всячески заглушить это чувство, стремятся как бы отбить свою память, о чем-то не думать, полагать, что все идет своим путем, игнорировать факты, так или иначе напоминающие о том, что уже было и что еще будет".

Если мыслить категориями учебника, то учитель средней школы сказал бы, что речь идет о выплеснувшейся стихии революции 1905 года, о тяжких последствиях Русско-японской войны, бомбометателях, "столыпинских галстуках" и тому подобном. Все это так, однако Блок говорил не только о России. Ощущением надвигающейся катастрофы жила вся Европа.

"Современные люди нашли около себя бомбу, – продолжал с возбуждением говорить поэт, – одни вскрывают обойму, пытаясь разрядить снаряд; другие только смотрят, выпучив от страха глаза, и думают, завертится она или не завертится, разорвется или не разорвется; третьи притворяются, что ровно ничего не произошло, что круглая штука, лежащая на столике, вовсе не бомба, а так себе – большой апельсин…"

Состояние общества, описанное Блоком, весьма похоже на то, что мы пережили с вами в Москве и Петербурге, да и реакции тоже похожие. Примечательно, что Блок, в отличие от "легальных" и "нелегальных" марксистов и социалистов всех мастей, умудряется обойти тему ответственности власти. Но, уходя от политических лозунгов, он только углубляет предощущение катастрофы. "Пока мы рассуждали о цельности и благополучии, о бесконечном прогрессе, оказалось, что высверлены аккуратные трещины между человеком и природой, между отдельными людьми и, наконец, в каждом человеке разлучены душа и тело, разум и воля".

В самой природе надвигающейся катастрофы Блок отказывается видеть элементы "классовой борьбы" или "бессилия самодержавия", для него это только следствия, порождения. Подобно грому, который не более чем "шум" молнии. И Блок напоминает нам слова умирающего Ивана Ильича у Л.Толстого: "Дело не в блуждающей почке, а в жизни и смерти".

"Да, но кто же подложил нам тогда эту бомбу?" – спросим мы. "История, – отвечает нам поэт, – та самая история, которая, говорят, сводится попросту к политической экономии, взяла да и положила нам на стол настоящую бомбу".

Ирония Блока по поводу политэкономии понятна. Но для нас сегодня она уже и не ирония вовсе. После распада СССР мы настолько уверовали в то, что экономическими средствами, рыночными механизмами, финансовыми операциями мы решим все – от продовольственной проблемы до межнациональных отношений – что утратили не только чувство меры, но и всякое осмысленное понимание того, что политэкономия вовсе не "архимедов рычаг" для решения "проклятых" вопросов, но если налечь на него, он и вправду способен перевернуть наш мир с ног на голову.

Один из искушенных в политике людей сказал: "Мы не решим национального вопроса, даже если каждому дадим работу и построим жилье, этого недостаточно". В самом деле, больной дух загадит и разрушит любое жилище, извратит любой труд или попросту наплюет на него.

Увлекшись экономизмом, которым пропитались все слои общества – от олигарха до последнего бомжа, – мы утратили чувство внутреннего единства, а наше материалистическое эго "высверлило аккуратные трещины" между нами и внутри нас.

По мнению Блока, чтобы хоть как-то подойти к лечению болезни, необходимо, чтобы чувство общей тревоги в конце концов пробило стену ребяческого оптимизма. В самом деле, не ребячество ли уповать на инерцию дружбы народов, исходящую от разрушенного нами же прошлого. Дескать, звезда погибла, а свет идет…

Когда поэт говорил об общественных "разрывах" и "болезнях", то, по его собственному признанию, больше всего его поразил "удивительный оптимизм большинства возражений: до того удивительный, что приходит в голову, не скрывается ли за ним самый отчаянный пессимизм… Я говорил о расколе, мне говорили, что нет раскола, да и нечему раскалываться. Я говорил о том, что мы любим и ненавидим вместе далекую от нас Россию – набегающую гоголевскую тройку; мне отвечали: "Мы сами – Россия". Страшно слышать: болезнь излечима, болезни нет, мы сами – все можем", – горестно заключает Блок.

Образ человеческого муравейника, который в русской литературе был так ярко высвечен Достоевским, получает у Блока совсем иное развитие, а именно – предчувствие его конца. "Когда ступишь ногой на муравейник, муравьи начинают медленно восстанавливать разрушенное; через несколько часов им кажется, что никто не разрушал их благополучия. Они – в своей вечной работе, в своем чувстве всепоправимости, в ощущении вечного прогресса – как во сне. В таком же сне – бабочка, танцующая у пламени свечи. В том же предсмертном сне можно завести веселый хоровод вокруг кратера вулкана".

Однако в том-то и беда, что способность муравейника к самовосстановлению создает иллюзию, что муравьиные технологии могут справиться и с огнедышащей лавой.

Блок призывал освободиться от "муравьиного сна". "И, наконец, – проснуться и обрадоваться, что ты не муравей, а человек…" Тогда его мало кто услышал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Меркель передала дела новому канцлеру Германии Путин анонсировал визит президента Ирана в РоссиюРЕК попросил вернуть День памяти жертв Холокоста в школыЖенщину-космонавта Кикину отправят в полет на корабле Crew DragonМИД вручил ноту посольству США из-за возросшей военной активностиСМИ: во Франции задержали двух мужчин, планировавших теракт на РождествоВ Новгородской области более пяти тысяч жителей остались без светаТрутнев раскритиковал работу глав трех регионов по вакцинацииМицотакис поблагодарил Путина за позицию по проблеме КипраВ Госдуме ответили на заявление Нуланд о попытках Путина воссоздать СССРСтрелявший в МФЦ в Москве заявил, что пришел в учреждение получить паспортНазваны страны, которые скоро могут исчезнуть с лица ЗемлиРоссия и США создадут совместную структуру по безопасности"Попадем под удар". В Дании выступили против базы НАТО из-за РоссииОткрывший стрельбу в московском МФЦ признал винуГреция может сыграть позитивную роль в отношениях с НАТО, заявил ПутинПремьер Греции назвал переговоры Путина и Байдена позитивным фактомШольц кардинально не улучшит отношения с Россией, заявил СлуцкийRT: журналиста УНИАН Цимбалюка вызвали на допрос в московскую прокуратуруВ Кувейте выявили первый случай омикрон-штамма