Рейтинг@Mail.ru
Сенат США определился с СНВ, ход за Россией - РИА Новости, 23.12.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сенат США определился с СНВ, ход за Россией

© REUTERS / Kevin Lamarque Глава международного комитета сената Джон Керри
Глава международного комитета сената Джон Керри
Читать ria.ru в
Дзен
Сенат конгресса США сделал в среду рождественский подарок Бараку Обаме и добавил работы Федеральному собранию РФ - ратифицировал новый договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

ВАШИНГТОН, 23 дек - РИА Новости, Мария Табак, Денис Ворошилов. Сенат конгресса США сделал в среду рождественский подарок Бараку Обаме и добавил работы Федеральному собранию РФ - ратифицировал новый договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Ратификация соглашения являлась одной из главных, если не самой главной, задач президента Барака Обама в сфере внешней политики и стала третьей подряд крупной победой президента над республиканцами за время последней сессии конгресса, начавшейся в середине ноября. Ранее ему удалось сохранить налоговые льготы для среднего класса и добиться отмены ограничений на службу гомосексуалистов в армии. С вечера среды, отправляясь в рождественский отпуск на Гавайи, Обама может смело заявлять, что выполнил данное российскому другу и коллеге Дмитрию Медведеву обещание - "продавил" ратификацию договора по СНВ до истечения 2010 года.

Президенты России и США подписали новый договор по СНВ 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи по сравнению с Московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Принципиальным являлось требование России о синхронной ратификации документа. Администрация США последние полгода заявляла, что выполнит свою часть работы до Нового года.

Война и мир

В поддержку договора выступил 71 сенатор, против проголосовали 26. Трое сенаторов-республиканцев - Сэм Браунбэк (Канзас), Джим Баннинг (Кентукки) и Кит Бонд (Миссури) - не голосовали.

Договор поддержали все, присутствовавшие на заседании 56 демократов, с ними солидаризовались 13 республиканцев: Боб Коркер и Ламар Александр (Теннесси), Боб Беннетт (Юта), Джон Айзаксон (Джорджия), Ричард Лугар (Индиана), Сьюзан Коллинз (Мэн), Скотт Браун (Массачусетс), Олимпия Сноу (Мэн) и Джордж Войнович (Огайо), Уильям Кокран (Миссисипи), Джадд Грегг (Северная Каролина), Майк Джоанс (Небраска) и Лиза Мурковски (Аляска).

В пользу договора высказались также два независимых сенатора: Берни Сандерс (Вермонт) И Джо Либерман (Коннектикут).

Ратификация состоялась после 18 слушаний и семи дней многочасовых дебатов в сенате, в ходе которых представители администрации ответили более чем на тысячу вопросов законодателей; недели ожесточенных дебатов и долгих месяцев непрерывной работы Белого дома и госдепартамента с республиканцами.

Ратификация нынешнего договора оказалась гораздо более тяжелым процессом, чем ратификация его предшественников. Первый договор с РФ по СНВ (1992) был принят после пяти дней дебатов 93 голосами против шести, второй договор (1996) - 87 голосами против четырех после двух дней дебатов, Московский договор (2003) - единогласно после двух дней дебатов. Поддержка, оказанная договору сенаторами, также была выше во всех трех случаях.

Резолюция

Сенатским демократам удалось сохранить нейтральный характер резолюции, принятой при ратификации договора, несмотря на наличие в ней утверждения, что новый договор не накладывает ограничений на создание систем американской ПРО.

Резолюция является документом, описывающим мнение сената относительно ратифицируемого документа, она не меняет сути соглашения, его текста и закрепленных в нем обязательств сторон. Положения резолюции не имеют статуса международного соглашения и не носят обязательного характера для России, она принимается всегда при рассмотрении документов такого уровня.

Несмотря на отчаянные попытки республиканцев внести в текст договора и итоговой резолюции многочисленные поправки, этого сделать не удалось. В результате споров в текст резолюции были включены всего два предложения республиканцев, затрагивающие, скорее, общие вопросы сокращения вооружений, вопросы внутренней политики США и взаимодействия сената с президентом, хотя еще накануне днем они предлагали семь поправок по целому спектру вопросов.

Первая поправка, предложенная сенатором от Аризоны Джоном Кайлом, отражает опасения республиканцев за судьбу ядерного комплекса США.

"Требуется подтверждение того, что президент намерен модернизировать ядерную триаду, в том числе носители стратегических ядерных боеголовок", - говорится в тексте поправки, ставшей частью резолюции.

Второе предложение республиканцев, также нашедшее отражение в итоговом документе, касается продолжения переговоров между Россией и США по вопросам тактического ядерного оружия: "Требуются переговоры по вопросам диспаритета в запасах тактического ядерного вооружения".

Упоминание отсутствия привязки СНВ к ПРО изначально входило в проект резолюции, так как составленный коллегиально документ должен был учитывать мнения всех сенаторов, что должно было помочь получить необходимые для ратификации голоса республиканцев. За основу новой резолюции была взята резолюция, принятая международным комитетом сената в сентябре, именно из нее "растут корни" тезиса об отсутствии увязки СНВ и ПРО.

"Новое соглашение по СНВ не налагает ограничений на развертывание противоракетной обороны, за исключением требований параграфа 3 статьи 5 договора, который гласит, что каждая Сторона не должна переоборудовать и не должна использовать пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования и пусковые установки МБР на подводных лодках для размещения на них ракет-перехватчиков. Также параграф гласит, что каждая Сторона не должна модифицировать и использовать пусковые установки ракет-перехватчиков для размещения МБР наземного базирования и МБР морского базирования. Это не должно относиться к установкам запуска МБР, которые были переоборудованы для размещения перехватчиков до подписания Соглашения", - говорится в тексте новой резолюции.

Таким образом, фактически вопрос увязки СНВ и ПРО по-прежнему будет регулироваться утвержденным соглашением по СНВ, а опасения сенаторов по отношению к регулирующей его пятой статье документа зафиксированы в резолюции несколькими фразами.

Достаточно мягкой формулировкой передано желание сенаторов ограничить полномочия двусторонних комиссий и групп по переговорам с РФ в области разоружения. Ранее сенаторы требовали, чтобы любое решение российско-американской консультативной комиссии американская сторона заверяла в сенате. В резолюции же содержится фраза о том, что подобная процедура потребуется только в случае переговоров, на которых могут решаться вопросы относительно ограничений на ПРО США.

При этом документ рекомендует президенту не менее, чем за 15 дней до встречи консультативной комиссии согласовывать с сенатскими лидерами тематику встречи и повестку, после чего, в случае необходимости, утверждать эти вопросы голосованием в палате.

Также сенаторы предпочли прописать в тексте документа, что заявление России от 7 апреля 2010 года о связи договора по СНВ и ПРО не накладывает никаких обязательств на США.

Сенаторы также уделили внимание вопросам обмена телеметрическими данными между РФ и США.

"До вступления в силу договора по СНВ президент должен заверить сенат в том, что этот документ ни в одном пункте и в течение всего срока действия не обязывает США предоставлять РФ телеметрическую информацию", - говорится в резолюции.

В случае, если такое предоставление информации является необходимым и соответствует положениям договора и соответствующих приложений к нему, президент, согласно резолюции, должен уведомить о предстоящей передаче комитеты сената по международным отношениям и вооруженным силам.

Перед этими комитетами президент должен будет также ежегодно отчитываться о выполнении сторонами пунктов договора - уровне вооружений двух стран, динамике сокращений вооружений, а также о том, насколько ответственно российские партнеры выполняют положения договора. Такие отчеты американские президенты должны будут делать не позднее 31 января каждого года.

Сенат также просит администрацию разъяснить дальнейшие планы относительно концепции так называемого "быстрого глобального неядерного удара" - возможности нанесения удара по любой точке планеты неядерными боеголовками, смонтированными на баллистических ракетах.

Также документ приравнивает для лучшего понимания американской стороной любые ракетные комплексы железнодорожного базирования дальностью более 5500 километров к межконтинентальным баллистическим ракетам, а подъемный механизм самих ракет в этих комплексах - к пусковой установке.

Республиканцы недовольны

Сенаторы-республиканцы, голосовавшие против нового договора с Россией по СНВ, выразили крайнее неудовольствие в связи с ратификацией документа.

"У договора не было шансов на ратификацию до тех пор, пока президент не согласился выделить миллиарды долларов на модернизацию нашего ядерного комплекса", - заявил журналистам Джим Деминт (Южная Каролина), упрекнув оппонентов в безответственности и торгашестве, однако не упомянув, что именно его однопартийцы требовали увеличения финансирования ядерного комплекса.

Сенатор Джефф Сешнс (Алабама) остался верен себе: в ходе дебатов он неоднократно ставил под вопрос необходимость сокращения объема ядерных вооружений.

"Я думаю, что весь мир счел бы отказ сената от ратификации договора возрождением исторической политики США и отказом от левацкого стремления к миру без ядерного оружия", - заявил Сешнс.

Лидер сенатских республиканцев Митч Макконнелл (Кентукки) упрекнул администрацию США в политизации процесса принятия договора и подчеркнул, что власти должны руководствоваться интересами национальной безопасности.

"Главным для нас были интересы национальной безопасности, а не желание политика объявить о политической победе и провести пресс-конференцию до Нового года", - сказал Макконнелл, намекнув на то, что за считанные минуты до голосования Белый дом объявил о предстоящей через полтора часа пресс-конференции Обамы.

Обама спокойно едет в отпуск

Президент США Барак Обама на пресс-конференции не скрывал своей радости. Он считает, что все его победы в последние недели говорят о том, что инициативы демократов вовсе не обречены на провал и что его администрация и партия могут двигаться вперед, несмотря на трудности.

"Все эти успехи означают, что тупик вовсе не предрешен. Мы очнулись от ноябрьских выборов (на которых республиканцы одержали победу) и поняли: мы можем добиться успеха, и, самое главное, добиться его вместе", - сказал Обама.

Он подчеркнул, что не отличается наивностью и отдает себе отчет в предстоящих баталиях с республиканцами, но не боится их и готов работать с оппонентами по самому широкому кругу вопросов: от энергетики до защиты границ и иммиграционной реформе. Комментируя сегодняшнее голосование по СНВ, президент США подчеркнул, что это очень важный шаг, который не только послужит обеспечению безопасности в мире, но и поможет России и США еще более интенсивно развивать отношения.

После пресс-конференции американский лидер отбыл в отпуск. Зимние праздники Обама традиционно проводит в своем родном штате, на Гавайях, куда в минувшие выходные отправились его супруга и дочери.

Слово - за Россией

Президент РФ Дмитрий Медведев удовлетворен ратификацией договора по СНВ в США, надеется, что Госдума и Совет Федерации будут готовы рассмотреть этот вопрос, но считает, что им может понадобиться некоторое время, чтобы изучить все условия, на которых договор одобрили в США, заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова.

В США считают, что о сроках активной реализации положений договора пока говорить преждевременно.

"Я не очень могу комментировать сроки, потому что не знакома в точности с процедурами в Госдуме и Совете Федерации, но я надеюсь, что мы сможем завершить процесс в начале этой зимы, с тем, чтобы договор вступил в силу весной. Он вступит в силу после обмена ратификационными грамотами, так что первые действия в соответствии с договором, надеюсь, будут предприняты в начале весны", - сказала в среду журналистам замгоссекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений Роуз Геттемюллер.

Она напомнила, что за обменом ратификационными грамотами последует 60-дневный подготовительный период, и лишь по завершении этого периода начнут производиться действия, предусмотренные договором.

"Мы обменяемся грамотами и с этого момента начинается отсчет 60 дней - подготовительный период, в течение которого мы обменяемся информацией о наших стратегических ядерных вооружениях и начнем планировать первые инспекции. Этот 60-дневный период очень полезен. Процесс требует подготовки, инспекции начинаются не сразу", - подчеркнула замгоссекретаря.

По словам первого зампреда комитета по международным делам Госдумы Леонида Слуцкого, Госдума, возможно, утвердит договор по СНВ до Нового года.

Председатель комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов, в свою очередь, заявил РИА Новости, что если Госдума сделает свою часть работы без задержек, то Совет Федерации ратифицирует договор по СНВ в ближайшее время.

На это надеются и в США. С соответствующим заявлением выступила госсекретарь США Хиллари Клинтон, наблюдавшая сегодня в сенате за ходом голосования по СНВ.

"Я и все мои коллеги в госдепартаменте с нетерпением ждут совместной работы с нашими российскими партнерами по завершению процедуры одобрения нового договора по СНВ, необходимой для вступления договора в силу и достижения заложенных в договоре положительных результатов для глобальной и национальной безопасности", - отмечается в заявлении Клинтон, распространенном после голосования.

Клинтон вновь подчеркнула, что ответственное партнерство между двумя ядерными державами необходимо для мировой безопасности, а договор по СНВ отвечает принципу "доверяй, но проверяй", поскольку предусматривает взаимные инспекции ядерных арсеналов.

"С новым договором у США и России будет еще один элемент в поддержку "перезагрузки" наших отношений и расширения двустороннего сотрудничества по широкому кругу вопросов", - отметила глава американского внешнеполитического ведомства.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала