ВАШИНГТОН, 23 дек - РИА Новости, Денис Ворошилов. Сенатским демократам удалось сохранить нейтральный характер резолюции, принятой при ратификации договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), несмотря на наличие в ней общего утверждения, что новый договор не накладывает ограничений на создание систем американской ПРО.
Резолюция является документом, описывающим мнение сената относительно ратифицируемого документа, она не меняет сути соглашения, его текста и закрепленных в нем обязательств сторон. Положения резолюции не имеют статуса международного соглашения и не носят обязательного характера для России, она принимается всегда при рассмотрении документов такого уровня.
В среду, после непрекращающихся недельных дебатов, американские сенаторы одобрили соглашение 71 голосом "за" и 26 "против". Теперь, для вступления в силу договора, Барак Обама должен его подписать, после чего РФ и США обменяются ратификационными грамотами.
Несмотря на отчаянные попытки республиканцев внести в текст договора и итоговой резолюции многочисленные поправки, этого сделать не удалось. В результате споров в текст резолюции были включены всего два предложения республиканцев, затрагивающие скорее общие вопросы сокращения вооружений, вопросы внутренней политики США и взаимодействия сената с президентом, хотя еще накануне днем они предлагали семь поправок по целому спектру вопросов.
Поправки
Первая, предложенная сенатором от Аризоны Джоном Кайлом, отражает опасения республиканцев за судьбу ядерного комплекса США.
"Требуется подтверждение того, что президент намерен модернизировать ядерную триаду, в том числе носители стратегических ядерных боеголовок", - говорится в тексте поправки, ставшей частью резолюции.
Второе предложение республиканцев, также нашедшее отражение в итоговом документе, касается продолжения переговоров между Россией и США по вопросам тактического ядерного оружия: "Требуются переговоры по вопросам диспаритета в запасах тактического ядерного вооружения".
Однако ранее представители двух стран уже говорили о возможности обсуждения этого вопроса. США заметно уступают России по запасам тактического ядерного оружия, что и обеспокоило сенаторов. Автором поправки выступил сенатор от Флориды Джордж Лемье, поддержал предложение демократ от Массачусетса Джон Керри. После предварительно обсуждения изначально резкий текст поправки был смягчен, но фраза о переговорах по диспаритету стала частью резолюции.
ПРО и СНВ
Упоминание отсутствия привязки СНВ к ПРО изначально входило в проект резолюции, так как составленный коллегиально документ должен был учитывать мнения всех сенаторов, что должно было помочь получить необходимые для ратификации голоса республиканцев.
"Новое соглашение по СНВ не налагает ограничений на развертывание противоракетной обороны, за исключением требований параграфа 3 статьи 5 договора, который гласит, что каждая Сторона не должна переоборудовать и не должна использовать пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования и пусковые установки МБР на подводных лодках для размещения на них ракет-перехватчиков. Также параграф гласит, что каждая Сторона не должна модифицировать и использовать пусковые установки ракет-перехватчиков для размещения МБР наземного базирования и МБР морского базирования. Это не должно относиться к установкам запуска МБР, которые были переоборудованы для размещения перехватчиков до подписания Соглашения", - говорится в резолюции, текст которой занял 15 страниц.
Таким образом, фактически вопрос увязки СНВ и ПРО по-прежнему будет регулироваться утвержденным соглашением по СНВ, а опасения сенаторов по отношению к регулирующей его пятой статье документа зафиксированы в резолюции несколькими фразами.
Достаточно мягкой формулировкой передано желание сенаторов ограничить полномочия двусторонних комиссий и групп по переговорам с РФ в области разоружения. Ранее сенаторы требовали, чтобы любое решение российско-американской консультативной комиссии американская сторона заверяла в сенате. В резолюции же содержится фраза о том, что подобная процедура потребуется только в случае переговоров, на которых могут решаться вопросы относительно ограничений на ПРО США.
"Любые дополнительные ограничения в рамках нового соглашения по СНВ на размещение объектов ПРО, не упомянутыми в параграфе 3 главы 5, включая ограничения, согласованные в рамках двусторонней консультационной комиссии, могут потребовать принятия поправок к соглашению, которые вступят в действие только с согласия сената", - говорится в резолюции.
При этом документ рекомендует президенту не менее, чем за 15 дней до встречи консультативной комиссии согласовывать с сенатскими лидерами тематику встречи и повестку, после чего, в случае необходимости, утверждать эти вопросы голосованием в палате.
Также сенаторы предпочли прописать в тексте документа, что заявление России от 7 апреля 2010 года о связи договора по СНВ и ПРО не накладывает никаких обязательств на США.
Телеметрия и отчеты президента
Сенаторы также уделили внимание вопросам обмена телеметрическими данными между РФ и США.
"До вступления в силу договора по СНВ президент должен заверить сенат в том, что этот документ ни в одном пункте и в течение всего срока действия не обязывает США предоставлять РФ телеметрическую информацию", - говорится в резолюции.
В случае, если такое предоставление информации является необходимым и соответствует положениям договора и соответствующих приложений к нему, президент, согласно резолюции, должен уведомить о предстоящей передаче комитеты сената по международным отношениям и вооруженным силам.
Перед этими комитетами президент должен будет также ежегодно отчитываться о выполнении сторонами пунктов договора - уровне вооружений двух стран, динамике сокращений вооружений, а также о том, насколько ответственно российские партнеры выполняют положения договора. Такие отчеты американские президенты должны будут делать не позднее 31 января каждого года.
Железнодорожные комплексы и глобальный неядерный удар
Сенат также просит администрацию разъяснить дальнейшие планы относительно концепции так называемого "быстрого глобального неядерного удара" - возможности нанесения удара по любой точке планеты неядерными боеголовками, смонтированными на баллистических ракетах.
"Сенат обращается к исполнительной власти с просьбой разъяснить планы и намерения будущего развития неядерных стратегических сил. До вступления в силу соглашения по СНВ президент должен предоставить соответствующий отчет комитетам по международным делам и по вооруженным силам... Согласно заявлениям, сделанным США, такие системы не затрагивают стратегическую стабильность Российской Федерации. Сенат считает, что стратегическое оружие, не снаряженное ядерными боеголовками, не нарушает стратегическую стабильность между РФ и США", - говорится в резолюции.
Также документ приравнивает для лучшего понимания американской стороной любые ракетные комплексы железнодорожного базирования дальностью более 5500 километров к межконтинентальным баллистическим ракетам, а подъемный механизм самих ракет в этих комплексах - к пусковой установке.
США не располагают железнодорожными пусковыми комплексами, в то время как в России они есть. Американские СМИ и эксперты признают их чрезвычайно эффективным видом оружия из-за высокой мобильности и скрытности. Сенаторы отмечают, что в случае начала или возобновления производства одной из сторон таких комплексов, двусторонняя консультативная комиссия должна провести анализ пунктов договора по СНВ на предмет его соблюдения.
История вопроса
При утверждении договора членами комитета по международным делам в сентябре сенаторы также приняли резолюцию, в которую по настоянию республиканцев были включены фразы о том, что соглашение по СНВ не накладывает ограничений на США в области создания систем ПРО, разработки ракетных вооружений большой дальности с неядерными боеголовками, а также о том, что администрация США обязуется уделять внимание модернизации американского ядерного потенциала. Эта резолюция, так же как и та, текст которой во вторник рассматривал сенат, не накладывают на РФ каких-либо новых обязательств и не меняют сути и текста договора.
Несмотря на недельные дебаты, республиканцам не удалось в среду изменить текст соглашения. Всего противники СНВ предложили около 15 поправок к тексту договора и резолюции.
Президенты России и США подписали новый договор по СНВ 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Договор должен быть одобрен обеими палатами российского парламента, а также сенатом конгресса США.
Ратификация договора стала третьей победой действующей администрации в ходе последней сессии 111-го конгресса. Ранее сенаторы утвердили компромиссный пакет законов о сохранении режима льготного налогообложения и скандальный закон, регулирующий правовые аспекты, касающиеся службы гомосексуалистов в вооруженных силах США.