23 декабря в России отмечается День Дальней авиации ВВС РФ. Праздник был учрежден в 1999 г. по приказу главнокомандующего ВВС РФ.
Дальняя авиация (ДА) является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил Российской Федерации, стратегическим резервом Верховного главнокомандования (ВГК) и компонентом стратегических ядерных сил. Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии нескольких тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки.
Основными способами боевых действий ДА являются массированные и групповые авиационные удары и специальные боевые полеты. Командование Дальней авиации входит в состав Военноевоздушных сил (ВВС).
(Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. в 8 томах - 2004 г.).
Днем создания российской дальней (стратегической) авиации (ДА) принято считать 23 (10 по старому стилю) декабря 1914 года, когда император Николай II утвердил "Положение об организации эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец", первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. На самолете "Илья Муромец", спроектированном и построенном русским инженером Игорем Сикорским, были установлены мировые рекорды дальности, продолжительности полета и грузоподъемности.
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов. В 1917 г. в эскадру входило двадцать бомбардировщиков. В сентябре 1917 г. все самолеты были сожжены, чтобы не они не стали добычей противника - вплотную к месту дислокации эскадры (Винница, Украина) подошли немецкие войска.
После Октябрьской революции 22 марта 1918 года декретом Совета народных комиссаров была организована Северная группа, вскоре преобразованная в тяжелобомбардировочную эскадру, а затем в дивизион воздушных кораблей "Илья Муромец" (три отряда по два самолета в каждом).
Советский этап развития ДА был связан с принятием в 1930-е гг. на вооружение бомбардировщика ТБ‑3, спроектированного под руководством Андрея Туполева.
В 1936 г. в войска начали поступать самолеты ДБ-3 (после модернизации – ДБ-3Ф, Ил-4), сконструированные в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
К началу Великой Отечественной войны в Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК) входило пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк (около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей, находящихся в полной боеготовности).
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 г. Самолеты бомбардировали скопления войск противника в Польше. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. бомбардировщики нанесли удар по Берлину.
В годы войны ДА принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили около 220 тысяч боевых вылетов. Около 25 тысяч солдат и офицеров ДА удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, шестеро - дважды Героями.
Постановлением Совета министров СССР от 3 апреля 1946 года на базе 18-й воздушной армии была создана Дальняя авиация Вооруженных Сил.
После окончания Великой Отечественной войны в ДА практически не было современных самолетов. Для того, чтобы справиться с этой проблемой, высшее руководство приняло решение о копировании американского самолета В-29 Superfortress. Адаптацией машины под условия СССР и запуском ее в серийное производство занималось КБ Туполева. В 1947 г. началось поступление Ту-4 в войска. В 1951 г. бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.
После принятия на вооружение в 1950-е гг. реактивной техники (дальних бомбардировщиков Ту‑16, стратегических Ту-95 и ЗМ) произошел качественный скачок в развитии дальней авиации СССР. Экипажи ДА начали освоение Арктики.
В 1970-1980-е гг. ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, вооруженными крылатыми ракетами большой дальности.
В результате распада Советского Союза ДА практически полностью перешла к России, Украине отошли полк стратегических ракетоносцев Ту-160 и полк самолетов-заправщиков Ил-78.
В 2001 г. стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. Была освоена дозаправка в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160.
В августе 2007 г. ДА возобновила прерванные после распада СССР полеты в удаленных регионах на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
В конце 2009 г. Дальняя авиация в составе Военно-воздушных сил перешла на новую организационно-штатную структуру. ДА состоит из четырех авиационных баз 1-го разряда, 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации, авиационных полигонов, авиационных комендатур и других частей обеспечения. Принципиальным отличием новой структуры является отсутствие в ней такого звена управления, как "авиационный полк".
Основу Дальней авиации составляют стратегические и дальние бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3.
В России продолжаются научно-исследовательские работы по разработке нового перспективного боевого самолета дальней авиации с применением технологий "Стэлс". Перспективный комплекс призван заменить находящиеся на вооружении ВВС РФ ракетоносцы, дальние и стратегические бомбардировщики.
Перспективный авиационный комплекс ДА должен будет поступить на вооружение в 2025-2030 гг.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников