Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Только начала понемногу приедаться диета WikiLeaks, как под самое Рождество появилась новая волнительная тема – еще один шпионско-дипломатический инцидент. Между Британией и Россией. Британцы выдворили одного "несовместимого" дипломата, а Россия ответила, как всегда, "зеркально", и домой уехал англичанин. Скандалом все это навряд ли назовешь: каждый по одному "шару" в лузу - ничья. Все прошло в рамках традиционной, холодной дипломатической вежливости: российскому посольству еще 10 декабря объявили, что одному из сотрудников лучше уехать, и дали неделю. Что он и сделал. А 16-го декабря российский МИД сделал аналогичное представление британскому послу. И через неделю, т.е. на днях, тому пришлось вернуться в зимний Большой Сугроб Британия.
Ответного шага совершенно очевидно ждали. Министр иностранных дел Уильям Хейг объявил об итогах этой "бильярдной партии" только 21-го декабря, т.е. дождавшись возвращения "своего человека". Добавил, что российская акция "не имеет под собой оснований" и дал понять, что надеется на нормализацию. Все - очень дежурно. Даже жалко. Где она, добрая старая "холодная война"? Там бы все гремело и грохотало недели.
Отойдите от секретного источника
На такого рода высылки (дипломатов, чью принадлежность к разведслужбам не так и трудно вычислить на месте) бывают разные причины. Среди них и политические. В данном случае, если верить британским источникам, речь идет о сотруднике, который, как выражаются британские газеты, "нарушил правила игры", "переступил черту" между допустимым и недопустимым для разведагента "под прикрытием". Допустимым считается сбор любой информации, которая интересует спецслужбы.
По большому счету, все шпионы, "одетые под дипломатов" в любом посольстве, любой страны делают примерно все то же самое, что делают "чистые" дипломаты или, скажем, журналисты. Собирают информацию. Только кладут ее первые, вторые и третьи в разные "корзины" и обрабатывается она по-разному. Вот и вся разница. Ничего зловещего.
Как утверждают англичане, русский вроде бы попытался выйти на некую личность, что было уже слишком, и посему его и попросили "отойти подальше" от секретного источника. Бывает.
От такого рода одиночных высылок никогда никакого особого толку не выходит. Но раз уж "нарушены правила игры", то без высылки не обойтись. В этом случае высылка - это обычно напоминание визави о том, что надо бы немного "поостыть". А ответная – "и вам тоже". Вероятно, в данном случае именно это и произошло.
Дело Затуливетер
Все было бы и вовсе тускло, если бы не "дело Кати Затуливетер". Уильям Хэйг, кстати, заверил, что Затуливетер не имеет никакого отношения к высылке русского дипломата. Речь идет о нашей 25-летней соотечественнице, которая училась в Англии и с 2008-го по недавнее время работала стажером-помощником у депутата Палаты Общин от Либерально-демократической партии Майка Хэнкока.
Майк был главой специальной группы Россия-Британия в парламенте, членом специального комитета по обороне и никогда и не скрывал своих "русских симпатий". Затуливетер работала секретарем группы. И попутно ездила с ним в Страсбург в ПАСЕ: он член Парламентской ассамблеи СЕ и Альянса либералы и демократы за Европу - объединения либерально-демократических фракций ПАСЕ. Хэнкока винят в том, что он "нанял русского агента" и что Затуливетер, вероятно, передавала секретную информацию из палаты общин и ПАСЕ прямо в КГБ, т.е. СВР. Ее арестовали, посадили в центр для перемещенных лиц близ Лондона, и министерство внутренних дел объявило о депортации.
Коллеги Хэнкока по либерально-демократическому клубу, венгерский депутат Матиаш Эорши и украинский Сергей Головатый рассказали газетам, что уже давно замечают за Хэнкоком подозрительные вещи, что он постоянно таскает с собой на секретные заседания фракции в шикарном страсбургском ресторане L’Eveil des Sens молодых и длинноногих, но, тем не менее, подозрительных, русских девиц. Прямо на секретные дискуссии о судьбах Европы.
Майк Хэнкок – депутат от портового Портсмута. Сам будучи из семьи потомственных моряков (его отец и дед были моряки) на это ответил с прямотой и бесцеремонностью, которая у всех народов и во все времена была свойственная матросам. Всю шпионскую историю он назвал бредом сумасшедшего.
"Бумаги специального комитета по обороне, - сказал Майк, - утекали в газеты и до этого. Я вообще еще ни разу не видел в бумагах или докладах специального комитета по обороне ничего такого,… чего никак нельзя раздобыть из какого-нибудь другого, открытого источника. Что же до заседаний в Страсбурге, то я туда водил и русских, и болгарок, и румынок. И кого, черт побери, может заинтересовать, что и как делает Либерально-демократическая фракция (в ПАСЕ) или что мы думаем? Это абсолютная чушь".
Сама Катя объявила, что она не Анна Чапмэн, связалась с адвокатом и теперь будет добиваться отмены незаконной депортации через суд. Министерство уже вроде и не радо, что во все это втянулось.
Приговор Ле Карре
Если бы у нас в 50-х, 60-х, 70-х и 80-х шпионские дела завязли в такой рутине, как сейчас, то не было бы ни Яна Флеминга, ни Джона Ле Карре. И Бонда бы не было, и Смайли (герой романов Ле Карре). Страшно подумать. Но, похоже, наверняка придется уныло двигаться именно в эту сторону. Потому что классики как раз такой поворот и предрекают. После всех последних шпионских высылок.
Когда, к примеру, американцы, "обнаружили" и выслали из США сразу 11 наших "сонь", или нелегалов "на вырост", включая любимую британскими газетами агента "90-60-90" Анну Чапмэн, в Guardian появилась статься Дэвида Джона Мура Корнвелла - он пишет романы под псевдонимом Джон Ле Карре. Автор поделился своими мыслями и чувствами по поводу всего происходящего в "его мире". Ле Карре - один из столпов шпионского детектива, и сам служил в британских MI-5 и MI-6. Нельзя обижать классика, а посему привожу его слова полностью:
"В давние-давние времена у шпионов были мотивы. Был у нас капитализм и был коммунизм. И можно было выбирать. Ну и, ладно уж, были деньги, и был секс, и был шантаж, и было желание предать своих начальников, которые обошли вас повышением по службе, и было чувство, будто вы Бог, и того, что вы играли в большую мировую игру, и весь этот знакомый ассортимент благородства и грязи. Все было. Но, в конце концов, вы либо шпионили во имя идеи, либо против нее. А теперь? Как и что выбирать между Матерью-Россией и Матерью-Америкой, вместе тонущих в скользких водах капитализма? Что – дело теперь только в надписи на спасательном жилете?"
А ведь не был ни левым, ни социалистом
Жалко. По-настоящему. Хотя плюсы в этом есть. Мы вроде уже поняли, что живем в одной коммунальной квартире и каждый хочет знать, что там точно творится у соседа: подглядывать - это все же не ломиться в дверь, как раньше. Но скучно. Раньше все-таки был в этом деле "стоп-кран". Нажимали, и со скрежетом и громом вставали на месте. Все. В 1971-м британцы выслали сразу 105 советских дипломатов в операции "Нога" или Operation Foot; в 1985-м, после бегства Гордиевского – почти всю лондонскую резидентуру КГБ. Американцы при Рейгане в 1986-м попросили выехать 80 советских дипломатов. В 2001-м выслали шестерых и заставили уехать еще 45. Были времена. Теперь это все похоже на регулярные остановки рейсового транспорта. Вроде - следующими выходят четверо (трое, один) русских, один американец, британцам приготовиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции