О результатах деятельности компании в 2010 году и планах по развитию на 2011 год в интервью корреспонденту РИА Новости Елене Афанасьевой рассказал генеральный директор страховой компании "Россия" Юрий Колесников.
- Юрий Алексеевич, как Вы оцениваете итоги работы "России" в 2010 году?
- Оценку итогам года можно дать как с точки зрения количественных, так качественных показателей. Если говорить о количественных показателях, то сборы компании за 2010 год составят около 3,5 миллиардов рублей. В начале года мы ставили перед собой планы по обеспечению более существенного объема сборов, но в середине года они были скорректированы, и достигнутые компанией итоги соответствуют нашим ожиданиям после корректировки.
- А сколько компания могла бы собрать?
- Если строить свой прогноз на том, сколько рынок мог нам позволить собрать, а также оценивать возможности компании по техническому, кадровому, инфраструктурному, финансовому, методологическому и продуктовому обеспечению объема сборов, то компания могла бы рассчитывать на уровень сборов около 5 – 5,5 млрд. рублей.
- Почему же не удалось собрать?
- Нужно учитывать, что рынок сам по себе подрастал незначительными темпами – 5-7% в год. Можно сказать, что рынок не способствовал существенному увеличению наших сборов. Кроме этого, внутри компании происходили процессы, которые, по сути, представляли собой факторы, влияющие, в том числе, и на объем собираемой премии. Однако, в первую очередь, эти процессы являлись базисом для дальнейшего роста компании. Например, в качестве таких процессов можно выделить перестройку IT-системы компании и замену управленческих команд в 20 регионах нашего присутствия. Поэтому, с учетом задач по дальнейшему развитию бизнеса, на мой взгляд, важнее именно качественные характеристики итогов работы за год.
В число таких характеристик входит и работа с портфелем. Если мы посмотрим на убыточность того портфеля, который мы собрали в 2010 году, то увидим, что этот портфель сам по себе рентабельный. То есть нам удалось контролировать убыточность на приемлемом для нас уровне. В частности, по КАСКО это порядка 72%, по ОСАГО – около 69%.
- А есть ли еще какие-то качественные результаты, которые Вы могли бы отметить как позитивные по итогам года?
- Второй качественный результат – это темпы изменения сборов премий. С января по май мы "падали" по объему, потом мы стабилизировались, и с сентября уже зафиксировали поступательный, ежемесячный прирост премии. Частично это обусловлено сезонными факторами, так как осень традиционно более результативна в части сборов, чем лето. Свою роль в этой динамике сыграли и реализуемые компанией проекты.
- О каких проектах идет речь?
- Прежде всего, проект развития агентского канала продаж. Он был ключевым во второй половине года, и, по большому счету, мы связываем рост премии и положительную динамику по сборам именно с этим каналом.
Кроме этого, мы сделали акцент на развитие филиальной сети. Проект развития филиалов, их кадровое обеспечение, усиление команд продавцов, их обучение, развитие агентских продаж в этих филиалах – это и есть те акценты, которые в течение этого года заложили хороший фундамент для объема продаж в следующем году.
- А что происходило в компании с продуктовым рядом?
- Мы задали себе вопрос – имеет ли смысл развивать продажу моторных продуктов (ОСАГО и КАСКО). Доля ОСАГО в портфеле была на уровне 13-14% в 2008 году, в 2009 - около 17%. Мы задумались, насколько позволительно эту долю увеличивать.
И, в результате, приняли решение, что моторный портфель все-таки не самый плохой при соблюдении определенных условий: мы не увлекаемся КВ (коэффициентом вознаграждения агентам – ред.), не демпингуем по тарифам КАСКО и контролируем убыточность за счет качественного и централизованного урегулирования убытков с контролем размера средней выплаты.
- Каков результат?
- Результатом этой работы станет то, что по итогам 2010 года доля ОСАГО в нашем портфеле составит около 40% от общего объема премии. Это очень серьезный шаг.
Для нас ОСАГО является своеобразной лакмусовой бумажкой, говорящей о степени лояльности потребителей страховых услуг к нам. Это говорит о том, что у нас есть позиции на рынке, есть возможности продавать. А значит нужно продавать. И ОСАГО, и КАСКО. Поэтому моторный портфель с контролем убыточности – это один из наших продуктовых ориентиров на 2011 год.
- А какие планы в сегменте корпоративного страхования?
- Что касается корпоративного блока, то мы планируем его рост, но он будет более поступательным, не таким резким. Наша задача – в большей степени сохранить наших корпоративных клиентов, чем приумножить их, потому что мы понимаем ограниченность этого рынка.
- Какой прогноз по премиям компании в 2011 году?
- Наша задача – наверстать упущенное. Мы очень сдержанно оцениваем рыночный рост и считаем, что рынок вырастет на 9-12%. Было бы логично закладывать аналогичный рост премий и по компании. Но, оценив эффект от внедрения упомянутых проектов, мы посчитали, что можем рассчитывать на рост продаж в 2011 году на уровне около 70%. Из них 9-12% придется на рыночный рост, 40-45% - на рост за счет филиалов и агентств. Остальные 10-15% мы закладываем на увеличение тарифов по ОСАГО, так как считаем, что это произойдет в следующем году. Если нет – то это будет управляемым риском в запланированной нами модели.
- То есть сколько Вы планируете собрать в 2011 году?
- Мы скорректировали наш изначальный прогноз в 4,03 миллиарда рублей и повысили его до 5,5-5,8 миллиарда рублей.
- Какова будет структура портфеля по видам?
- Примерно 65-70% портфеля придется на моторные риски, а 30-35% - на иные виды, преимущественно корпоративные.
- Будете расширяться территориально?
- Сегодня у нас 62 филиала (без учета Москвы и МО) и 200 клиентских офисов по всей России. Планируем в 2011 году открыть еще 7 филиалов - в Ярославле, Костроме, Курске, Астрахани, Махачкале, Новокузнецке и Йошкар-Оле, а также 50-70 клиентских офисов.
Кроме этого, в 20 филиалах будем усиливать кадровый состав. У питерского филиала на днях появился новый директор, с деятельностью которого мы связываем определенные надежды на следующий год. В частности, если у нас в этом году сборы по Питеру составят всего лишь около 130 миллионов рублей, то в следующем году мы по Питеру планируем уже 300 миллионов рублей премий.
- А по Москве?
- Летом для управления бизнесом Общества в Московском регионе была приглашена новая команда. С ее приходом, мы с июля по декабрь по объему ежемесячной премии выросли на 218%. Хорошая динамика, которую мы наблюдаем по итогам года, дает нам основания рассчитывать, что в 20011 году мы сможем собрать около 900 миллионов рублей премии. Для сравнения, в этом году было около 300 миллионов рублей.
- Что будет с продуктовым рядом? Будете менять, осваивать новые виды страхования?
- Когда я говорил, компания готова сервисно и продуктово обслуживать больший объем сборов, существующий у нас продуктовый ряд хороший и соответствует статусу рыночной компании федерального уровня. Тем не менее, конечно, есть виды страхования, в которых мы видим для себя потенциал для дальнейшего развития, что, в свою очередь, скажется на соответствующем изменении продуктовой линейки.
Кроме того, компания должна быть готова к введению такого продукта, как обязательное страхование ответственности владельцев особо опасных объектов (ОПО), в связи с тем, что закон об ОПО вступает в силу 1 января 2012 года. И 2011 год уйдет на как на продуктовую, так и технологическую его проработку. При этом, если мы говорим о рынке обязательного страхования ОПО, то около 60 его процентов разойдутся по кэптивным компаниям и около 40 процентов останется в свободной конкуренции. Наша задача – занять часть этого сегмента.
- Какие планы Вы связываете с сельхозстрахованем в связи с высокой убыточностью этого года?
- "Россия" агрострахованием занимается не первый год, а, если быть точным, уже второе десятилетие. Поэтому мы, конечно, не собираемся отказываться от этого направления бизнеса. У нас исторически есть портфель по этому виду, есть филиалы, которые не занимались этим видом, но очень этого хотят и настаивают на развитии этого сегмента.
Сейчас отбираем территории, где бы хотели развивать это направление. Среди них - Краснодар, Ростов, Ставрополь, Волгоград, Барнаул, Калининград. Если этот проект будет успешным, будем его постепенно распространять на другие территории.
- Есть ли в Ваших планах другие проекты?
- Очень важен проект развития ипотечного страхования. Мы видим, что сейчас постепенно ипотечное страхование набирает обороты. Государство это стимулирует, привлекает к этому внимание. И потом - людям нужно где-то жить. В свое время мы запустили проект на эту тему, который был временно приостановлен. Но не позже апреля 2011 года мы планируем его перезапустить уже в полном объеме.
- В заключение хотелось бы спросить, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в наступающем году?
- В силу профессии, мои пожелания будут, в своем роде, "страховыми": хочется пожелать всем спокойствия, семейного благополучия и безмятежности домашнего очага.