С 19 по 22 декабря в России с официальным визитом будет находиться президент Латвии Валдис Затлерс. Вместе с ним в РФ прибудет министр сообщений балтийской республики Улдис Аугулис. Накануне визита министр дал интервью собственному корреспонденту РИА Новости в Латвии Вадиму Радионову.
- Какие документы (договора и соглашения) вы планируете подписать во время визита в Россию?
- Связанные с транспортной отраслью четыре соглашения находятся в стадии подготовки и согласования. Поэтому в рамках данного визита подписание договоров в сфере транспорта не планируется.
- Как, на ваш взгляд, развиваются отношения между Министерством транспорта РФ и Минсообщения Латвии? Каковы успехи и есть ли сложности?
- В целом я оцениваю отношения, сложившиеся с транспортным ведомством Российской Федерации как деловые и взаимовыгодные. Регулярно, том или ином формате проходят встречи министров. Я не так давно вступил в должность и рад возможности лично познакомится с министром господином Левитиным. Надеюсь, наша первая встреча заложит серьезный фундамент для развития дальнейшего сотрудничества.
Также активно работает Рабочая группа по транспорту, созданная в рамках Межправительственной комиссии, проходят заседания экспертов в области автомобильного и железнодорожного транспорта. Стоит отметить и продуктивное сотрудничество между железнодорожными администрациями наших стран. Надеюсь, у меня будет возможность также лично познакомиться и Президентом ОАО "Российские железные дороги" господином Якуниным.
- Как решается вопрос об очередях грузовиков на латвийско-российской границе? По последним данным очереди снова начали расти.
- Министерство сообщения в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами, а также привлеченными к обсуждению коммерсантами, решает вопрос о внедрении электронной системы регулирования очереди грузовых автомобилей на латвийско - российской и латвийско-белорусской границе, предусматривающую в том числе, и возможность перевозчика предварительно записаться в данную очередь до прибытия транспортного средства на границу. Количество выезжающих из Латвийской Республики грузовых автотранспортных средств на латвийско-российской границе за последнее время существенно не увеличилось, и заторы на дорогах не создаются. По крайней мере, должен отметить, что самый пик перевозок, это конец года, у нас нет тех проблем, что возникали в прошлом году. Ежесуточно границу пересекает 300 - 350 машин.
- Как обстоят дела с сотрудничеством в области авиа- и железнодорожных перевозок?
- Сотрудничество в области железнодорожных грузовых перевозок между ГАО "Латвияс дзелзцельш" и ОАО "Российские железные дороги" развивается позитивно. Начиная с 2006 года, наблюдается тенденция роста перевозок из России в Латвию и в обратном направлении. Общий объем перевезенных грузов между Латвией и Россией в 2006 году составил 22,5 млн. т, в 2007 году - 26,7 млн. т, в 2008 году - 32,6 млн. т, в 2009 году - 34,3 млн. т . А за 11 месяцев 2010 года - 29,6 млн. тонн. Сравнивая 11 месяцев 2010 года с аналогичным периодом прошлого года, наблюдается уменьшение грузовых перевозок на 1710,6 тыс. тонн или на 5,5%. Но необходимо отметить, что при исследовании данного вида перевозок оказалось - значительная часть российских грузов (в основном каменный уголь) ввозится в Латвию через Беларусь. Для ГАО "Латвияс дзелзцельш" Россия является главным партнером и занимает первое место. За 11 месяцев 2010 года удельный вес отправленных из России в Латвию и через Латвию грузов составил 69,9% от общего объема, перевезенных в импортном сообщении грузов, включая перевозки через порты и сухопутным транзитом.
Хорошо развивается также сотрудничество в сфере авиации. Регулярные рейсы совершают такие авиакомпании как Air Baltic Corporation, Aeroflote, Transaero, UTair. Конечно же есть, и нерегулярные полеты. Латвийская национальная авиакомпания airBaltic с недавнего времени начала совершать полеты из московского международного аэропорта Домодедово, таким образом, дополнив маршрут из Риги в Шереметьево. Новый маршрут обеспечит очень удобное транзитное соединение через Северный транзитный узел в Риге на 80 конечных целей в Северной и Западной Европе и на Ближнем Востоке.
Компания airBaltic совершает 20 полетов в неделю по направлению Рига -Москва, а так же Санкт-Петербург и Калининград, успешно сотрудничая с российскими коллегами из компаний "Аэрофлот" и "Transaero". Число пассажиров, перевезенных airBaltic за первое полугодие 2010 года возросло на 70%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и продолжает расти.
- Сказывается ли непростой политический климат на отношениях Латвии и РФ, и как их составной части - сотрудничестве в сфере транспорта и сообщения?
- Сегодня у нас очень хорошие политические отношения с Россией, практически нет никаких острых углов, и мы можем работать конструктивно.
А тема транзита, транспорта и логистики для Латвии является одной из самых обсуждаемых в контексте развития всего народного хозяйства. Сотрудничество с Россией дает Латвии, нашим портам возможность укрепиться в качестве важнейшего логистического центра между Европейским Союзом, странами СНГ и Азиатскими рынками. Мы удовлетворены тесным взаимодействием с российскими предприятиями.
В этом году во Пскове состоялось уже четвёртое заседание Латвийско - Российской Межправительственной комиссии (МПК) под руководством моего коллеги господина Левитина. Как я уже упоминал, успешно работает созданная в рамках МПК Рабочая группа по транспорту, а также образованный предпринимателями Латвии и России Деловой совет. Весьма активно сотрудничают железнодорожные администрации Латвии и России, в особенности по развитию контейнерных перевозок, этими вопросами занимается латвийско-российская Рабочая группа по железнодорожному транспорту. Латвийские предприятия регулярно и представительно участвуют в международной выставке "TransRussia". А с этой осени начал курсировать регулярный грузовой поезд Рижский Экспресс (Rigas Ekspresis).
Непрерывно растет и заинтересованность Латвийским направлением и со стороны России. Открытие представительства компании "ТрансКонтейнер" в Рижском порту дают основание полагать, что Россия признала нас надежным партнером. Латвия же предпринимает шаги для упорядочения всех необходимых формальностей для поддержки сотрудничества обеих стран в сфере грузовых перевозок, поэтому призываю российских предпринимателей для транзита своих товаров выбирать Латвию и Латвийские порты.