МОСКВА, 17 дек - РИА Новости. Замечательные перспективы в альянсе с "АвтоВАЗом" и Renault-Nissan открываются перед "Ижавто", до последнего времени находившемся в состоянии банкротства - согласно подписанному в пятницу меморандуму, российский автогигант приобретет и модернизирует удмуртское предприятие, а Сбербанк это прокредитует. Если все пройдет успешно, "мегаальянс" будет производить автомобилей больше, чем кто-либо еще в РФ.
Новый бизнес-план предполагает наладить на "Ижавто" к 2014 году ежегодный выпуск 300 тысяч автомобилей, половина из которых придется на бренды Renault-Nissan, а также увеличить численность персонала в три раза. Завод уже заключил договоры на поставку своей продукции в ряд стран СНГ.
Возрождение "Ижавто"
В пятницу премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по развитию удмуртского "Ижавто", в ходе которого Сбербанк, "АвтоВАЗ" и "Ростехнологии" подписали меморандум о взаимопонимании по долгосрочному развитию и модернизации автопредприятия. Свои подписи под документом поставили глава Сбербанка Герман Греф, глава "АвтоВАЗа" Игорь Комаров и глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов.
"Ижавто" из-за банкротства на фоне кризиса вынужден был в мае прошлого года остановить производство. Возобновить выпуск автомобилей удалось лишь в конце августа 2010 года. За сентябрь-ноябрь предприятие произвело четыре тысячи машин.
Путин отметил, что обновление предприятия является стратегически важным как для Удмуртии, так и для России в целом. Принципиально важно, что на Ижевском заводе будет обеспечен высокий уровень локализации - до 50-60%. Это отвечает планам властей по возрождению отечественного автопрома, притоку в отрасль новых технологий и созданию новых рабочих мест, подчеркнул глава правительства.
Согласно разработанному бизнес-плану, Ижевский завод должен к 2014 году увеличить численность персонала практически в три раза - с 2,5 тысячи человек до семи тысяч.
Корейцам предложат альтернативу
Ранее основным претендентом на роль стратегического партнера "Ижавто" считался южнокорейский автоконцерн Hyundai-Kia, с которым был подписан меморандум о взаимопонимании. До остановки предприятие собирало, в том числе, автомобили марки Kia.
Но в начале декабря стало известно о том, что таким партнером станет "АвтоВАЗ". Российский автогигант приобретет активы "Ижавто", а само предприятие станет производственной площадкой "АвтоВАЗа".
По словам Грефа, южнокорейскому автоконцерну будет предложен альтернативный вариант, который его вполне устроит. Глава Сбербанка отказался сообщить детали альтернативного предложения.
При этом, как ранее рассказывал источник РИА Новости, знакомый с планами корейского концерна, Hyundai-Kia стремится выйти на производство в России 500 тысяч машин ежегодно. Это должно было произойти не только за счет удмуртского предприятия, но и с помощью запущенного в 2010 году завода Hyundai в Санкт-Петербурге, где будут выпускаться бюджетные автомобили.
В Минпромторге не исключали, что Hyundai-Kia может принять участие в третьем крупном автомобильном альянсе в России, вслед за "АвтоВАЗом" с Renault-Nissan и Sollers с Fiat. Однако теперь, похоже, лавры "мегаальянса" российского масштаба окончательно завоюет Renault-Nissan-"АвтоВАЗ"-"Ижавто".
Схема финансирования
На совещании обсуждались вопросы кредитования и урегулирования долгов "Ижавто". Основным кредитором предприятия является Сбербанк, в залоге у которого находится 51% акций предприятия. Долг автозавода перед банком оценивается в 8,25 миллиарда рублей.
"АвтоВАЗ", одним из основных акционеров которого являются "Ростехнологии", взял на себя обязательства в течение ближайших трех-четырех лет инвестировать в приобретаемое им удмуртское предприятие 7 миллиардов рублей. Автогигант приобретет 100% акций "Объединенной автомобильной группы" (ОАГ, управляет "Ижавто") в следующем году.
В свою очередь Сбербанк кредитует намеченную на март-апрель покупку "АвтоВАЗом" основных фондов "Ижавто". Как пояснил Греф, сначала "Ижавто" вводится в последнюю стадию банкротства, а основные фонды выставляются на продажу.
При этом Сбербанк прокредитует и капитализирует средства на приобретение основных фондов, вырученные от продажи деньги будут выплачены всем кредиторам, включая Сбербанк. "Мы не сможем получить в полном объеме возвратность задолженности", - отметил глава Сбербанка. При этом он не уточнил сумму потерь банка.
Затем Сбербанк обеспечит передачу фондов "АвтоВАЗу" и на основе разработанной "АвтоВАЗом" программы развития "Ижавто" будет выступать кредитором в части модернизации основных фондов и расширения производства. Сумма кредита пока не определена.
Мегаальянс разминается на старте
Планы относительно расширения производства на ижевской площадке амбициозны: новый бизнес-план "Ижавто" предусматривает выпуск около 126 тысяч автомобилей уже в 2011 году, а к 2014 году рост производства до 300 тысяч в год. В четверг президент Удмуртии Александр Волков назвал чуть менее точные планы на 2011 год - 100 тысяч, но ориентир на 2014 год обозначил тот же - 300 тысяч машин.
Согласно бизнес плану, в 2011 году планируется производить на мощностях "Ижавто" "классические" модели Lada. C 2012 года на предприятие перейдет семейство Lada Samara, а с 2013-2014 года на "Ижавто" начнется выпуск автомобилей альянса Renault и Nissan. К 2014 году на эти бренды будет приходиться половина сходящей с удмуртского конвейера продукции.
По словам Чемезова, французские партнеры, которые в альянсе с Nissan могут в перспективе получить контроль в "АвтоВАЗе", согласились на приобретение Ижавто".
Таким образом, создающийся "мегаальянс" претендует на лавры крупнейшего по объемам производства автопроизводителя РФ. Согласно принятой правительством в марте стратегии развития "АвтоВАЗа" до 2020 года, в будущем году завод собирается произвести 465 тысяч автомобилей, а к концу 2020 года довести выпуск до 1,2 миллиона автомобилей в год.
Renault-Nissan пока не анонсирует планов выпуска продукции на своих российских предприятиях. Но, судя по тому, что доля альянса в "АвтоВАЗе" может быть доведена до контрольной в ближайшие годы, он намерен увеличивать объемы производства.
Для сравнения, Sollers-Fiat намерен реализовать планы создания в РФ крупномасштабного производства до 500 тысяч машин в год. Планы производства третьего альянса с Hyundai-Kia пока под вопросом, как и потенциальный участник с российской стороны.
По словам Путина, для дальнейшего развития "Ижавто" понадобятся и другие стратегические инвесторы. Со своей стороны, государство в следующем году продолжит программы стимулирования продаж отечественных автомобилей, на эти цели запланировано более 15 миллиардов рублей.
В пятницу стало известно, что ижевский завод заключил договоры на поставку своей продукции на Украину, в Белоруссию, Казахстан, Армению и Азербайджан.