Рейтинг@Mail.ru
Большой вальс искусства - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большой вальс искусства

© предоставлено Московским музеем современного искусства Проект "История российского видеоарта" в Московском музее современного искусства
Проект История российского видеоарта в Московском музее современного искусства
Читать ria.ru в
Искусство на этой неделе вытанцовывает новые па, устраивает карнавальные хороводы - и все это в темпе вальса. Впрочем, самое время для балов-маскарадов - Новый год на носу.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Искусство на этой неделе вытанцовывает новые па, устраивает карнавальные хороводы - и все это в темпе вальса. Впрочем, самое время для балов-маскарадов - Новый год на носу.

Шампанское Штрауса

Симфонический оркестр «Русская филармония» приготовил слушателям праздничный блокбастер – Рождественский фестиваль в Московском Международном Доме музыки. Он стартовал 15 декабря, закончится 29 декабря гала-концертом. В программе – «Сказки Венского леса» (музыка Иоганна Штрауса), Чайковский, Глинка, Брамс, Верди, Россини, Римский-Корсаков, Шопен, Дворжак.

Гала-концерт интригует участием в нем итальянского тенора Алессандро Сафина, который выступал во многих европейских концертных залах (в том числе вместе с легендарным Хосе Каррерасом). 47-летнему певцу из Сиены под силу бельканто, поп-музыка, французский шансон и латиноамериканские ритмы.

Оперы подчас сравнивают с дорогим вином. Оперетту «Летучая мышь» Штрауса, арии из которой исполняются на Рождественском фестивале, можно тоже назвать вином, но - шампанским, пьянящим душу до ликования. Музыкальная история мистификации с карнавальным нарядом и триумфа изощренного женского ума впервые была представлена на сцене в 1874 г. А через два года «Летучих мышей» (представлений оперетты) насчитывалось уже больше сотни, и это в одной лишь Вене. Здесь сразу вспоминается праздничный фильм Яна Фрида «Летучая мышь» (1979) с бенефисом Людмилы Максаковой и братьев Соломиных.

И все-таки Иоганн Штраус был прежде всего «королем вальсов» (у него их 160) и заставлял публику кружиться в танцевальной феерии мазурок, галопов, кадрилей. «Сказки Венского леса» и «На прекрасном голубом Дунае» - пожалуй, самые известные его вальсы. Правда, не в последнюю очередь – благодаря трофейной, безумно популярной в послевоенном СССР биографической ленте о Штраусе «Большой вальс» 1938 г (режиссер Жюльен Дювивье).

Говоря о нынешнем празднике Штрауса, дирижер «Русской филармонии» Максим Федотов подчеркивает, что исполнение вальсов нередко напоминает работу ювелира. Насколько оркестр преуспел в огранке «драгоценных камней» Штрауса, лучше судить лично.

Видеоарт: сольный танец

Итальянец Антонио Джеуза, околдованный российским видеоартом восемь лет назад, продолжает рассказывать о своем любимом предмете. В Московском музее современного искусства с 17 декабря по 23 января 2011 г можно изучить очередную часть «видеодиссертации» Джеузы - «История российского видеоарта. Том 3». На этот раз он охватил исследованием свыше 500 работ, и это наиболее представительная часть труда Антонио Джеузы.

Предыдущие два тома о видеоарте публика «читала» в 2007-2009 годах. Нынешняя выставка – заключительная.

Тут и неувядающие ретрообразы, превратившиеся в искусстве в вечный двигатель, и образы новейшие, текучие, эфемерные. Художников вдохновляют и лесные чащи, и морская пучина, и дети, и стайка молодых людей, натужно изображающих флеш-моб, и бассейн с прыгунами. С психоделической «лирикой» на выставке соседствует «шоковая терапия».

Охват художников – начиная с отца-основателя московского концептуализма, художника и поэта Андрея Монастырского, и заканчивая молодыми представителями видеоарта. Джеуза уже не в одиночку курирует выставку – в его команде теперь 10 коллег, которые, в частности, помогли собрать работы художников из регионов. На нынешней экспозиции есть видеоарт из Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, Екатеринбурга.

Ремесленные образцы видеоарта – рекламные ролики – своей массированной атакой на публику слегка дискредитировали видеотехнологии в искусстве. Выставка в Музее современного искусства дает возможность узнать, что такое настоящий видеоарт и какие чувства художников он сейчас выражает.

Куклы вальс танцуют старый, пара кружится за парой…

Театр кукол имени Образцова успел вписаться в завершающийся год 150-летия со дня рождения Антона Чехова премьерой – поставил кукольный фарс «Свадебка» по водевилю великого драматурга. Режиссер Евгений Ибрагимов, лауреат многих премий, вывел на сцену не кукол, а самих кукольников, при этом надев на них гротескные маски.

«Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя», - говорил жених Апломбов в исполнении Эраста Гарина в знаменитом фильме Исидора Анненского «Свадьба» 1944 г (с участием Марецкой, Грибова, Раневской). В спектакле Ибрагимова «выделывание кренделей» идет в режиме нон-стоп. Карнавальная хореография спектакля выглядит и уморительно смешно, и одновременно устрашающе. Убийственная ирония водевиля Чехова, пожалуй, никогда еще не трактовалась столь хореографически.

Владимир Васильев: великий танцовщик как художник

Владимир Васильев, блистательный премьер Большого театра эпохи Григоровича и хореограф, оказался талантлив не только в танце, но и в живописи и создал несколько сотен работ. Его среднерусские пейзажи лиричны, медитативны, проникновенны. Их можно увидеть с 16 декабря в галерее «Возвращение».

Первая выставка Васильева состоялась 40 лет назад в Доме актера. С тех пор у него прошло двенадцать выставок в России и за границей.

Васильев пишет маслом и акварелью, передает свои путевые впечатления. «Рисовать я любил всегда. Увлекался, писал часами, забывая обо всем», - говорит хореограф, считая живопись своим «вторым призванием». Его стиль близок к импрессионизму, а также постимпрессионизму a la Ван Гог.

«Я рад всему, что есть вокруг меня…» - написал Владимир Васильев в своем стихотворении. Его мир оказался настолько красочен, что перед его обаянием трудно устоять.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала