В новом выпуске программы "Эхо Москвы" Геннадий Гудков, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, полковник ФСБ в запасе, Александр Капакиди, историк спецслужб и Владимир Овчинский, генерал-майор милиции в отставке, бывший начальник Российского бюро Интерпола обсуждают с ведущим Владимиром Рыжковым тему "Современная роль спецслужб".
В.РЫЖКОВ: Мы прекрасно знаем из истории, что когда закончилась гражданская война, ВЧК-НКВД не только не была распущена, наоборот, штаты ее наращивались, количество арестованных ежегодно возрастало, потом возникла система ГУЛАГа, а потом начался массовый террор, который коснулся миллионов людей. Вы хотите возразить?
А.КАПАКИДИ: Хотел бы заметить такую вещь - после окончания Гражданской войны у нас началось то, что сейчас называют массовым крестьянским восстанием, или что называлось в свое время политическим бандитизмом. Целые районы, например, известный Западносибирский мятеж - 80 тысяч участников. Фронты создали. Махновщина на Украине, Тамбовское восстание знаменитое на 99% - крестьянские.
И, что характерно, были созданы в ВЧК отделы по борьбе с бандитизмом. Очень быстро с этим явлением справились. Причем не только силами этих чекистов-оперативников, у которых, естественно, никакого опыта не было, они действовали достаточно примитивно. Но комплексными мерами. Потому что с самого начала своей деятельности чекисты понимали, что нельзя только оперативно справиться с социальными протестными акциями, которыми являлись эти крестьянские восстания. Поэтому, начиная уже с 1922-1923 годов, идет резкое сокращение ЧК. То есть, они покончили с бандитизмом очень быстро, за полгода.
В.РЫЖКОВ: Я смотрел статистику - при этом число арестов продолжало расти.
А.КАПАКИДИ: Продолжало. Но чекистам сильно уменьшили бюджет. Мы знаем сейчас по документам Дзержинского, что и в Москве, и в провинции чекисты голодали, вынуждены были подрабатывать…
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>