Рейтинг@Mail.ru
"Мистраль". Очевидный выбор - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Мистраль". Очевидный выбор

Читать ria.ru в
Дзен
Решение о приобретении универсального десантного корабля (УДК) типа "Мистраль" будет принято - об этом сообщил журналистам начальник Генерального штаба ВС РФ Николай Макаров.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Решение о приобретении универсального десантного корабля (УДК) типа "Мистраль" будет принято - об этом сообщил журналистам начальник Генерального штаба ВС РФ Николай Макаров. Собственно, другого варианта никто и не ожидал - приобретение "Мистраля" и лицензии на его постройку в России не столько военно-техническая, сколько политическая акция в рамках особых отношений РФ и Франции.

Долгая история

Впервые о приобретении "Мистраля" заговорили еще в начале 2009 года. Осенью 2010 года Министерство обороны России официально объявило тендер на УДК. Изначально военное ведомство рассчитывало приобрести один УДК типа "Мистраль" и с технической помощью Франции построить еще три корабля этого типа на российских верфях по лицензии. Каковы окончательные условия будущего контракта - пока не сообщается, но известно, что Франция предлагала иную пропорцию - два корабля строятся на французских верфях и два на российских.

Этот контракт определенно станет заметным событием на мировом рынке вооружений. Во-первых, из-за цены - стоимость постройки четырех кораблей превысит 1,5 миллиарда евро, во-вторых - из-за того, что Россия до последнего времени избегала приобретения за рубежом столь крупных изделий военного назначения, ограничиваясь покупкой отдельных комплектующих и технологий.

Одной из главных причин, заставивших Минобороны обратиться к зарубежным поставщикам, стало, как полагают многие специалисты, не лучшее состояние отечественной кораблестроительной науки и промышленности, которая после провала 1990-х - начала 2000-х годов не способна быстро проектировать и строить корабли в достаточном количестве. Эта ситуация может и должна быть исправлена, но исправление требует длительного времени, в то время как старение корабельного состава ВМФ этого времени не оставляет.

Подавляющее большинство находящихся в строю кораблей будут списаны в ближайшие 10-15 лет, тогда как полный цикл от начала проектирования корабля до сдачи головного занимает не менее 10 лет.

В ряде случаев Россия уже располагает готовыми новыми проектами, по которым строятся головные корабли, и планируется серийная постройка. В данном случае адекватного и готового к немедленной постройке проекта корабля этого класса у России нет - нереализованный советский проект УДК 11780 создан более 25 лет назад по устаревшей технологии и требует полной переработки. В случае, если решение о такой переработке будет принято немедленно, ВМФ получит головной корабль нового проекта не ранее 2020 года, в то время как корабль французской постройки, если контракт будет заключен до конца этого года, может войти в состав флота уже в 2014 году, а к 2020 году в строю будут уже и 1-2 корабля российской постройки.

Куда пойдет "Мистраль"?

Судя по всему, первые корабли этого типа будут поставлены на Тихоокеанский флот. О подобных планах также заявляли представители Минобороны, кроме того, из компетентных источников известно, что на Дальнем Востоке уже идет подготовка инфраструктуры для базирования этих кораблей.

Размещение подобных кораблей на Тихом океане абсолютно оправданно. Азиатско-Тихоокеанский регион с каждым годом приковывает все большее внимание ведущих стран мира. Здесь пересекаются интересы таких крупных игроков, как Россия, США, Китай, Япония, Индия, здесь находятся наиболее быстро развивающиеся экономики мира и сосредоточена без малого половина населения планеты.

Очевидно, что значение морских театров военных действий, прежде всего в Африке и Юго-Восточной Азии, будет в ближайшие годы только возрастать - с расширением морских грузоперевозок, ростом добычи ресурсов на шельфе, увеличением рыбной ловли. Вырастет значение и прилегающих к России районов океана - как на Дальнем Востоке, где помимо экономического потенциала местных вод и шельфа многое определяется противоречиями между государствами региона - прежде всего на Корейском полуострове и в районе Курильских островов.

У Курил "Мистраль" и ему подобные корабли могут выполнять задачи мобильной базы, эффективно поддерживая размещенные на отдаленных островах войска. Оборудование "Мистраля" обеспечивает эффективное управление разнородными силами, включая и сухопутные части.

Помимо сказанного, "Мистраль" и его одноклассники могут использоваться для выполнения самых разных задач: от борьбы с пиратством до спасательных операций. Отряд боевых кораблей во главе с УДК способен самостоятельно действовать в локальном конфликте малой интенсивности, высаживая десант и поддерживая его с моря и с воздуха.

Не "Мистралем" единым

Основная ценность "Мистраля" заключается не столько в самом корабле, сколько в получении технологий его постройки и модернизации отечественного судостроения за счет введения нового технологического процесса, оборудования и т.д. В этой связи особое значение приобретают пункты контракта, которые должны предусматривать постройку кораблей с французской технической помощью на российских верфях: как будет организована эта помощь, какое количество рабочих и инженеров пройдет переподготовку за рубежом, насколько будут усовершенствованы предприятия, задействованные в строительстве российского "Мистраля".

Смотреть фотоленту "Вертолетоносец "Мистраль" изнутри и снаружи" >>

По имеющейся информации, строительство кораблей по французской лицензии будет организовано на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Северодвинский "Севмаш" сильно загружен и без того, а других заводов, способных строить корабли подобных размеров и водоизмещения, в России нет.

Судя по всему, покупка "Мистраля" ставит точку в вопросе о судьбе Балтийского завода. Очевидно, что строительство серии УДК исключает планировавшийся перенос Балтзавода с Васильевского острова на другой берег Невы, как минимум в ближайшие лет 10. Вполне возможно, что после соответствующей модернизации этот вопрос будет окончательно снят.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала