Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости
Отвратительная, позорная для города и для страны выходка погромщиков на Манежной площади была, увы, закономерной. Нарочно не называю тех, кто бил людей с "не теми" лицами, болельщиками. Повторю то, что говорю уже несколько дней: никакие они не болельщики! Называть их болельщиками - это все равно, что называть чеченских террористов повстанцами. Те, кто бил прохожих "неславянской внешности" на Манежной площади, кто сломал люстры на станции метро "Охотный ряд", - погромщики. Называть погромщиков болельщиками, таким образом оскорбляя миллионы честных людей, которые не имеют ничего общего с "героями" погрома на Манежной - категорически неправильно.
С погромщиками по расовым мотивам во всем цивилизованном разговор один - самый беспощадный: все приемы со стороны полиции, длительные сроки, а после выхода на свободу - запрет под страхом наказания встречаться с "подельниками".
После произошедшего наверняка будет много начальственных окриков о "разгильдяйстве" и " пассивности" правоохранительных органов. Да нет, речь тут не о разгильдяйстве, а об ошибочной политике. Судя по призывам к встречам с "болельщиками", полиция, как и власть в целом, надеялась договориться с погромщиками, найти в их среде "здоровые силы". Давно пора понять: "здоровых сил" среди людей, кричащих националистические лозунги, нет. Есть, правда, еще более злобные силы, радостно убивающие "среднеазиатов" за преступления, в которых обвиняются "кавказцы". Эти силы, впрочем, недалеко отстоят от "фанатской" среды и легко с ней смыкаются. Разговор и с теми, и с другими должен быть жесткий.
Причина, по которой в цивилизованных странах не либеральничают с погромными расистами, проста - с ними невозможно достичь компромисса. Можно договориться с людьми, которые, скажем, протестуют против дорогих билетов на общественный транспорт. Понизить цены - и ладно. Но нельзя договориться с людьми, которых раздражает один вид человека другого цвета волос. Потому что люди разных цветов и оттенков живут сегодня по всему миру - этот факт не изменить, в отличие от цен на билеты и состава правительства. Получается, разговор с расистами может быть только самый жесткий - отступать просто некуда.
Конечно, сейчас пойдут разговоры, что, мол, у погромщиков есть оправдание - смерть Егора Свиридова. Но какое отношение к этой смерти имели пожилые казахи и киргизы, избитые на Манежной площади?
На самом деле организаторам сегодняшних погромов плевать на память Свиридова и на его семью.
Уже несколько дней со стороны прессы и правозащитного сообщества власти шли сигналы: на "болельщиков" вышли лидеры националистических организаций - Демушкин, Поткин и другие известные личности. Было вполне логично предположить, что они постараются использовать благожелательное отношение власти к "фанатам" в своих целях. Но власть медлила, очевидно, считая фанатов более социально близкими, чем очкариков-правозащитников с их нытьем о росте расистских настроений.
На самом деле расисты ненавидят нынешнюю российскую власть лютой ненавистью. Просто эту свою позицию они озвучивают не в ПАСЕ, как Сергей Ковалев, а в хулиганских выходках, в тихом и громком саботаже призывов к порядку, а то и просто в разговорах о "извращенцах во власти, которые сдают нас черным".
Когда-то, до 1917 года, власть очень боялась мусульман, а свергли ее радикальные левые группировки и завистники в собственной среде. Может быть, и нынешняя власть ищет врага не там?
Многолетнее пренебрежение власти к культурному воспитанию подрастающего поколения, чудовищное состояние телевидения и тупая пропаганда "патриотизма через силу" дали свои плоды. Очень горько и страшно, что такие люди выросли в нашем обществе. Образумиться и образумить молодых еще не поздно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции