Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, объявив о переносе строительства высотки "Охта центра" в другое место, обозначила важный прецедент в развитии российского гражданского общества.
В течение последних двух-трех лет стороны конфликта вокруг этого плана просто не слышали друг друга. Специалисты "Газпрома" и часть правительства Петербурга обвиняли критиков проекта в некомпетентности, в жизни на западные гранты, в попытке сорвать важнейший бизнес-проект. Представители гражданского общества, особенно радикальные правозащитники типа лидера питерского "Яблока" Максима Резника, не оставались в долгу. Из их выступлений, как всегда, следовало, что во всем виновата власть.
Впрочем, была и другая часть общественности, выступавшая за строительство, но не на Охтинском мысу. Эту часть общественности пытались "купить": то разговорами о важности проекта для города, то рассказами о каком-то прозрачном небоскребе, которого и видно-то не будет. Но даже центристски настроенная общественность не дала себя обмануть: на Охте могучий небоскреб, каким прозрачным его ни делай, навсегда разрушил бы привычную панораму города.
Нынешнее нормальное, компромиссное решение идет как раз в русле пожеланий умеренной общественности. Этим решением признается, что городу Петербургу нужно развитие, нужны современные здания, но не любой ценой. Парадный "строгий вид Петра творенья" - это вечная ценность для всей России, и разменивать ее на экономические выгоды, даже такие солидные, как в случае с высоткой "Газпрома", признано нецелесообразным.
Как это часто бывает, громче всех о своих победах кричат те же радикалы. "Это победа Петербурга, прошлого, настоящего и будущего поколений", - скромно обозначился в интервью РИА Новости лидер регионального отделения партии "Яблоко" Максим Резник. Компания "Общественно-деловой центр "Охта" отказалась комментировать перенос места строительства. Так радикалы с обеих сторон четко обозначили недостатки друг друга. У нас есть часть бизнеса, привыкшая выигрывать и проигрывать молча, и есть шумная часть общественности, очень любящая играть умирающих за идею страдальцев.
На самом деле победа – не радикалов и не консерваторов. Победа – на стороне здравого смысла, конструктивно настроенной общественности и прислушивающейся к этой общественности власти.
"Истории с Химкинским лесом и "Охта центром" значимы в том смысле, что власть при реализации каких-то своих проектов должна предварительно разговаривать с общественностью и относиться к этому серьезно", - считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. И с этим нельзя не согласиться.