Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Исполняющий обязанности председателя Следственного комитета Александр Бастрыкин в среду 8 декабря организовал личный прием граждан в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. Таким образом, он использовал технологии, отработанные в станице Кущевской Краснодарского края. Ситуации слишком схожие – и в том, и другом районе зафиксированы характерные признаки наличия мафии.
Не просто преступники
Когда речь идет о мафии, то имеется в виду не обычная преступность и не просто организованная преступность, а криминал, проникший во властные структуры и правоохранительные органы. Как это случилось в Кущевском районе, где среди главных обвиняемых – один бывший и один действующий депутат райсовета, а также начальник отдела по борьбе с экстремизмом.
Примерно о такой же ситуации сигнализировала группа жителей города Гусь-Хрустальный, обратившаяся с письмом в Генпрокуратуру и Следственный комитет. Прежде всего, они жаловались на то, что руководство местной милиции не только бездействует, но потворствует нарушителям закона и "кошмарит" бизнесменов.
Письмо не осталось без ответа. Начались проверки. Главу городского УВД и его заместителя отстранили от должности, после они немедленно уволились из органов. Последовали аресты двух подозреваемых в членстве в преступной группе, имена которых пока не разглашаются. Еще четыре местных чиновника подозреваются в преступном бездействии. Параллельно комиссия областной прокуратуры выявила в городе и районе почти два десятка незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых органами внутренних дел и наркоконтроля.
Как объяснил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, "информацию, полученную от жителей Гусь-Хрустального, Александр Бастрыкин намерен использовать для того, чтобы объективно оценить состояние прав
опорядка в городе, а также установить конкретные факты бездействия должностных лиц правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление и пресечение противоправных действий".
Во всем этом нет ничего удивительного. Наивно было бы полагать, что Кущевский феномен – уникальное явление, а в этом районе Краснодарского края разместился некий "мафиозный заповедник".
Да и нет ни у кого подобных иллюзий. Сам кубанский губернатор Александр Ткачев, выступая в законодательном собрании, заявил: "Это преступление могло произойти в любой точке края и страны. К сожалению, такие банды, бандочки, криминал в
той или иной степени присутствует везде".
Вот и приходится теперь Бастрыкину кочевать по просторам нашей родины и вести прием населения в различных городах и весях.
Притерпелись к беспределу
Может быть, следующим пунктом приема граждан исполняющим обязанности главы Следственного комитета станет город Энгельс Саратовской области. Там в руководстве организованной преступной группировкой обвиняют ни много ни мало – самого главу района Михаила Лысенко, который находится сейчас в следственном изоляторе и отрицает свою вину. Причем расследованием опять-таки занимаются не местные правоохранители, а бригада, присланная из федерального центра.
Вину Лысенко и его предполагаемых сообщников может окончательно установить только суд. Ситуация в городе Энгельс отличается от того, что творится в Кущевской или Гусь-Хрустальном, тем, что не было никаких жалоб и сигналов снизу. Как сообщили в МВД РФ, на главу района вышли совершенно случайно, в связи с преступлением 12-летней давности. Сегодня Лысенко пользуется среди местных жителей популярностью и репутацией "крепкого хозяина", который навел порядок в городе.
Они отнюдь не жалуются, а в основном протестуют против задержания главы своего района. И их не интересует ни его прошлое, ни настоящее. Один из анонимных обитателей Энгельса так прямо и написал в комментариях в Живом Журнале: "Я лучше буду жить под властью бандитов, которые наводят порядок, обустраивают, и сами не наглеют".
Так ведь и кущевский предприниматель Сергей Цапок до недавнего времени славился как "крепкий хозяин", способствовавший экономическому процветанию своего района. И никто не мог себе представить, что это процветание держится на трупах, в том числе детских. Впрочем, в этом нет никакой национальной российской специфики.
Так, например, один из самых жестоких и кровавых преступников всех времен и народов, колумбийский наркобарон Пабло Эскобар сумел в свое время заручиться безусловной поддержкой населения родного города Медельина: прокладывал дороги, строил стадионы, возводил бесплатные дома для бедных, занимался широкой благотворительностью. Местные жители его обожали, выбирали в депутаты и до сих пор хранят о нем самую светлую память.
Россия – не Колумбия. О "кущевизации" всей страны говорить не приходится. Власти развернули широкую кампанию по декриминализации, напоминающей знаменитую итальянскую антимафиозную операцию "Чистые руки". Однако препятствуют этой кампании по очищению не только продажные чиновники и "оборотни в погонах", но и пассивность населения, которое притерпелось к беспределу и даже научилось использовать его к собственной выгоде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции