Политики, общественные деятели, представители международных организаций и ученые трех континентов обсудят новые подходы к разрешению ближневосточного конфликта, собравшись на конференции "Сценарии и модели ближневосточного урегулирования", которая пройдет 9-10 декабря на Мальте под эгидой ближневосточной секции Международного дискуссионного клуба "Валдай".
Москва традиционно играет активную роль в ближневосточном регионе.
В момент создания Израиля и в период первой арабо‑израильской войны СССР активно поддерживал идею сионистского движения о предоставлении евреям возможности создания собственного государства в Палестине. В то время Палестина принадлежала Великобритании, и создание Израиля лежало в русле советской антиколониальной политики.
14 мая 1947 года на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о Палестине с большой речью, в которой он обосновал право евреев на свое государство, выступил постоянный представитель СССР при ООН Андрей Громыко.
Через несколько дней после провозглашения 14 мая 1948 года Государства Израиль правительство СССР приняло решение о его официальном признании.
В ходе первой арабо‑израильской войны СССР, Чехословакия и Польша оказали Израилю значительную военную помощь, что имело исключительно важное значение для сохранения независимости еврейского государства.
11 мая 1949 года благодаря энергичным дипломатическим действиям Советского Союза Израиль стал членом ООН.
Усиление государственного антисемитизма в СССР, "борьба с безродными космополитами", которая в ноябре 1952 года достигла кульминации в "деле врачей", вызвала ответные действия экстремистов в Израиле. 9 февраля 1953 года на территорию советского посольства в Тель‑Авиве была брошена бомба. Три человека из посольства были ранены. 13 февраля 1953 года правительство Советского Союза сообщило правительству Израиля о своем решении разорвать дипломатические отношения.
Дипломатические отношения с Израилем новое советское руководство восстановило в июле 1953 года. Разрыв дипломатических отношений между СССР и Израилем и активизация США в регионе способствовали сближению Москвы с Египтом и Сирией.
Внешняя политика Советского Союза на Ближнем и Среднем Востоке была в целом направлена на поддержку антиимпериалистических политических сил, ориентированных на дружественные отношения с Москвой. Взаимодействуя с прогрессивными (согласно советской официальной точке зрения) странами, Советский Союз укреплял свои позиции на Ближнем Востоке. СССР помогал арабским странам оружием и военными советниками.
В "Суэцкой кампании" 1956 года СССР поддержал Египет. Советское правительство обратилось к Англии, Франции и Израилю с ультимативным требованием немедленно прекратить военные действия, предупредив о последствиях, к которым может привести продолжение интервенции. Через 22 часа после вручения посланий советского правительства главам правительств Англии и Франции военные действия были прекращены.
Третья арабо‑израильская война 1967 года, известная как "шестидневная война", окончилась серьезным поражением арабов. 10 июня 1967 года СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В тот же день израильские войска огонь прекратили.
После "шестидневной войны" во всех египетских и сирийских частях появились советские советники, которые сыграли серьезную роль в усилении армий арабских государств. Кроме того, Советским Союзом Египту и Сирии поставлялась самая современная военная техника, только что поступившая на вооружение в Советской Армии. После смерти Насера и прихода к власти Анвара Садата, взявшего курс на сближение с США, советские военные советники были отозваны из Египта.
Однако когда в 1973 году в ходе "войны Судного дня" израильтяне перешли в контрнаступление против объединенных египетско‑сирийских сил, Садат, поддерживая постоянную связь с советским посольством, обратился к СССР и США с просьбой совместно или раздельно прислать воинские контингенты в Египет, чтобы остановить наступление израильтян.
СССР предупредил Израиль о возможных тяжелых последствиях агрессивных действий, которые нарушают решение Совета Безопасности ООН. Огонь был прекращен, в зону конфликта вновь были введены войска ООН.
В 1970‑е годы конфронтация между Москвой и Тель‑Авивом достигла наивысшей точки. В эти годы СССР противостоял политике США и Израиля в регионе, опираясь на режимы Сирии, Ливии и Ирака.
В 1974 году были установлены официальные двусторонние отношения между СССР и Организацией освобождения Палестины. В Москве было открыто представительство ООП (в 1990 году преобразовано в Посольство Государства Палестина).
К концу 1980‑х годов, во многом благодаря последовательным усилиям Советского Союза как в одностороннем инициативном плане, так и в сотрудничестве с США, были созданы необходимые предпосылки для начала арабо‑израильского мирного процесса и всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. Активизировались контакты по ближневосточной проблеме между СССР и США, носившие регулярный характер с 1986 года. Началось весьма интенсивное развитие контактов между СССР и Израилем, несмотря на то, что дипломатические отношения между ними были расторгнуты. В январе 1991 года представительства в Москве и Тель‑Авиве были подняты до уровня генеральных консульств, а в октябре 1991 года дипломатические отношения между СССР и Израилем были восстановлены.
Все эти обстоятельства подготовили проведение 30 октября ‑ 1 ноября 1991 г. в Мадриде мирной конференции по Ближнему Востоку между арабскими государствами и Израилем. Сопредседателями Мадридской конференции стали СССР и США.
Правопреемница СССР Россия, будучи занята своими внутренними проблемами, не была в состоянии в течение первых лет своего существования уделять серьезное внимание делам региона.
В январе 1992 года Россия проявила инициативу в проведении Московской организационной встречи по подготовке многосторонних переговоров по Ближнему Востоку. Однако ни Сирия, ни Ливан, ни ООП не прислали на встречу своих представителей.
В октябре 1993 года в Вашингтоне под председательством США и России состоялась Первая международная конференция по оказанию помощи Палестинской автономии с участием 46 государств.
Как коспонсор мадридского процесса Россия скрепила своими подписями ряд последовавших соглашений между Израилем и ООП, в частности о введении палестинского самоуправления в секторе Газа и Иерихоне (Каир, 4 мая 1994 года) и Временного соглашения о переходном периоде (Вашингтон, 28 сентября 1995 года).
К середине 1990‑х годов при содействии США и России были достигнуты определенные успехи и на иорданском направлении мадридского процесса. 14 сентября 1993 года в Вашингтоне была подписана иордано‑израильская "Повестка дня" ‑ документ, представлявший собой развернутую программу строительства мирных отношений между двумя странами. 25 июля 1994 года в Вашингтоне подписана иордано‑израильская Декларация о прекращении состояния войны, а 26 октября 1994 года в районе Акабы ‑ мирный договор между Израилем и Иорданией, скрепленный подписями госсекретаря США и министра иностранных дел России.
В январе 1997 года Россия и США, действуя заодно, сумели побудить правительство Нетаньяху на заключение с ООП соглашения по Хеврону, в результате которого этот последний крупный город Западного берега переходил под контроль Палестинской национальной автономии.
В феврале 1997 года Москва впервые принимала Ясира Арафата с официальным визитом в качестве избранного главы Палестинской национальной автономии. Президент РФ заверил Арафата, что Россия "продолжит энергичные усилия в целях содействия разрешению спорных проблем и установлению мира в регионе" и что для Москвы это является одной из приоритетных задач.
С избранием президентом РФ Владимира Путина немалое внимание было уделено восстановлению тесных отношений с традиционными арабскими партнерами СССР, в частности с Египтом, Сирией, Ираком, Алжиром и Ливией.
В апрельском интервью 2005 года египетскому изданию "Аль‑Ахрам", данному накануне визита в Египет, Израиль и палестинские территории, президент РФ четко обозначил преемственность российской дипломатии на Ближнем Востоке. Он подчеркнул, что Россия, продолжает традиции Советского Союза, поддерживая "особые, очень тесные связи с арабским миром".
В конце 2001 года Россия и Евросоюз выступили инициаторами создания "квартета" международных посредников в составе России, США, ЕС и ООН. В настоящее время четырехсторонний институт международных посредников ближневосточного урегулирования является основным механизмом внешнего сопровождения мирного процесса в ближневосточном регионе.
Была возрождена идея всеобъемлющей Московской конференции по Ближнему Востоку, которую в свое время выдвинул еще Советский Союз. К этому предложению вернулся в 2005 году экс‑президент России Владимир Путин, находясь в Египте со своим первым ближневосточным визитом. Эта инициатива подразумевает соединить за одним столом переговоров все заинтересованные стороны, одновременную работу по всем трекам ближневосточного урегулирования.
Россия поддерживает отношения со всеми сторонами конфликта, что подчеркивает ее потенциал посредника. Важная составляющая российских усилий – работа с руководством ХАМАС с целью обеспечения позитивной эволюции его подходов. В январе 2006 года Россия стала первой немусульманской страной, выступившей за ведение диалога с новым руководством Палестины в лице лидеров ХАМАСа с целью трансформации его радикальных позиций. Делегации ХАМАС трижды посетили Москву для консультаций в МИД России (2006, 2007 и 2010 годах).
Как подчеркнул президент РФ Дмитрий Медведев, стратегическая цель России в регионе – "сохранение мирного процесса на общепризнанной международно‑правовой основе, включая резолюции Совета Безопасности ООН, "дорожную карту" и арабскую мирную инициативу. На это и впредь будут направлены усилия России в рамках "четвёрки" ближневосточных посредников, естественно, осуществляемые в тесном контакте со сторонами конфликта, Лигой арабских государств, Организацией Исламская Конференция".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников