ВАШИНГТОН, 7 дек - РИА Новости, Мария Табак. США понимают, насколько высокую цену заплатила Россия, поддержав июньскую санкционную резолюцию 1929 СБ ООН в отношении Ирана, а затем отказавшись от поставок Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300 и другой военной техники, и надеются "компенсировать" эту жертву развитием двусторонних отношений.
"Наше сотрудничество с Россией по Ирану носит принципиально иной характер, чем сотрудничество по сокращению стратегических наступательных вооружений. Ситуация с резолюцией Совбеза ООН была ассиметричной с точки зрения экономической цены для России в сравнении с нами и с точки зрения геополитической цены для России в сравнении с нами", - сказал директор по делам России и Евроазиатского региона Совета национальной безопасности США Майкл Макфол, выступая во вторник в вашингтонском центре Карнеги.
"Это был чрезвычайно важный поступок со стороны России, который, я убежден, сыграл важную роль в предотвращении нестабильности на Ближнем Востоке. Я помню, сколько это стоило, и помню геополитическую цену, которую приходится платить России из-за создания напряженности в отношениях с Ираном в результате расторжения этого контракта", - отметил Макфол.
По его словам, позиция США в переговорах с Россией по данному вопросу сводилась к следующему: Америка стремится "компенсировать" потери, понесенные Россией.
"Мы знаем, что у вас важные отношения с Ираном, но мы хотим сделать наши отношения с вами более важными с точки зрения экономики и с геостратегической точки зрения. Вот что мы, фактически, предложили", - сказал Макфол.
Президент России 22 сентября подписал указ о мерах по выполнению четвертой санкционной резолюции СБ ООН в отношении Ирана, согласно которой вводится запрет на передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.
В связи с этим представители Ирана пригрозили России судом за срыв контракта, однако ранее в октябре глава Ростехнологий Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна Ирану только аванс за С-300, а никакие другие компенсации за отказ от контракта не предусмотрены. По его словам, аванс составляет 166,8 миллиона долларов.