Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Очередной пуск ракеты-носителя "Протон-М" со спутниками "Глонасс-М" должен был стать этапным: число аппаратов впервые с 1995 года доводилось до полных 24 единиц, что означает развертывание системы в ее штатной конфигурации. Но пуск закончился неудачей. Ракета не смогла вывести спутники на расчетную орбиту.
Громкий проект
Версии падения появились очень быстро - в аварии сначала обвинили разгонный блок ДМ-03, затем речь пошла о сбое в программном обеспечении бортового комплекса "Протона".
По версии Роскосмоса, спутники вышли на нерасчетную орбиту. Однако практически сразу из различных осведомленных источников начала поступать информация о том, что разгонный блок и три спутника в итоге упали в Тихий океан неподалеку от Гавайских островов.
"Протон", общее число пусков которого приближается к 360, отличается высокой надежностью - более 95%. Тем не менее, оставшихся процентов хватает для того, чтобы неудачные пуски были заметны, особенно когда неудачу терпит широко освещаемый в СМИ проект.
К числу таких запусков, безусловно, относятся все пуски в рамках ГЛОНАСС. Это один из немногих реально действующих и достаточно успешных российских высокотехнологических проектов.
Развертывание ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвиционная Спутниковая Система) началось в 1982 году. В 1993 году группировка была принята в
опытную эксплуатацию в составе 12 спутников, а два года спустя ее состав был доведен до штатной численности в 24 аппарата. Но вскоре группировка начала стремительно сокращаться: финансирование программы урезали, а первые аппараты серии работали недолго (1-3 года).
В 2001 году на орбите оставались только шесть работающих "Глонассов", обеспечивавших крайне ограниченные возможности навигации.
Численность группировки начала расти в 2003 году, а с 2005 года в систему начали поступать аппараты нового поколения - спутники "Глонасс-М" со сроком службы в 7 лет, что резко упростило поддержание группировки.
Сейчас, согласно данным с сайта системы, на орбите находятся 20 активных спутников "Глонасс", еще 4 аппарата выведены из системы - в резерв либо на техническое обслуживание. Запуск 5 декабря должен был довести число активных аппаратов до 24, что, наконец, обеспечило бы работу ГЛОНАСС в глобальном масштабе.
Что работает
Впрочем, система активно используется и в "незавершенном" состоянии - для полного охвата территории России достаточно 18 спутников. Навигационное оборудование ГЛОНАСС поставляется в силовые структуры и другие государственные органы, а также используется коммерческими компаниями. Рядовым потребителям работать с системой пока сложно: на рынке практически отсутствуют ГЛОНАСС-навигаторы, подходящие для "частника", привыкшего к широчайшему выбору GPS-навигаторов американской системы Navstar.
Падение "Протона" с тремя спутниками "Глонасс-М" не трагедия. И ракета, и аппараты были застрахованы. Система все же будет развернута в течение 2011 года: запланированы запуски пяти спутников. Уже в ближайшие несколько недель должен состояться запуск ракеты с первым спутником "Глонасс-К" со сроком службы в 10 лет.
Аппарат третьего поколения будет проходить орбитальные испытания. Главный вопрос в другом: какова ниша ГЛОНАСС на рынке, который сейчас плотно занят аппаратами, использующими американскую спутниковую систему?
Кому, зачем и для чего?
Прежде всего, надо помнить, что ГЛОНАСС - это система, заказанная военными, создающаяся с участием военных и для военных. И именно навигационное обеспечение войск, самолетов и кораблей является ее главной задачей. Все остальные сферы применения системы второстепенны.
Главная задача решается: армия получает навигационные системы - от моделей, встроенных в бортовое оборудование летательных аппаратов и кораблей, до переносных приемников, предназначенных для младших командиров, а в дальнейшем и для рядовых на поле боя. Возможности ГЛОНАСС неоднократно проверялись на различных учениях, и система доказала свою работоспособность.
Более того, сфера применения ГЛОНАСС в армии расширяется - сейчас в России идет разработка управляемых артиллерийских боеприпасов, использующих спутниковую навигацию, и других средств поражения, которые будут работать с использованием ГЛОНАСС.
В "народнохозяйственной" сфере возможности системы пока ниже. Ее используют моряки, геологи, полярники, нефтяники и газовики - здесь ГЛОНАСС имеет даже ряд плюсов в силу более точной навигации в высоких широтах по сравнению с Navstar. Но до широкого распространения ее в частном пользовании еще далеко.
Вряд ли создателям системы стоит стремиться "заменить" Navstar. ГЛОНАСС может занять нишу "дублера" американской системы для тех, кому жизненно важно иметь резервную навигацию.
В частности, опять-таки такое дублирование важно в высоких широтах. Кроме того, в ряде случаев США "загрубляют" сигнал своей навигационной системы для пользователей тех или иных стран, как правило, конфликтующих с Вашингтоном. В этих условиях Россия может зарабатывать на услугах спутниковой навигации там, где использование Navstar ограничено.
Для того чтобы система стала полноценной должен пройти не один год, и дело не только в космических аппаратах. Нужен собственный регулярно обновляемый каталог электронных карт соответствующей точности, нужно расширение наземной инфраструктуры, нужен, наконец, грамотный маркетинг, который позволит продвигать систему на коммерческом рынке самым разным потребителям - от строительных компаний до туристов и просто "гаджетоманов".
Думать об этом нужно было еще "позавчера". Время, на которое отодвинулся полноценный ввод системы в строй, - дает дополнительную возможность оценить и скорректировать направление ее развития.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции