Директор таджикистанского ООО "Медиа Консалтинг" Наби Юсупов в преддверии Форума европейских и азиатских медиа (ФЕАМ) в Киеве рассказал РИА Новости о деградации современных СМИ и проблемах национального медиапространства. Беседовал Дмитрий Романовский.
- Какой круг тем, по-вашему, наиболее актуален для обсуждения в рамках ФЕАМ?
– Для меня прежде всего важен вопрос о том, как сохранить и увеличить прибыльность традиционных печатных и новых электронных СМИ в регионах, где культура чтения периодики, социальная обеспеченность населения и экономика в упадке. Кроме этого мне интересны новые возможные формы подачи информации и методики их внедрения. Немаловажно и обсуждение перспектив совместных, межгосударственных медиапроектов.
- Каковы, по-вашему, тенденции развития электронных СМИ на постсоветском пространстве?
– Если говорить об Интернете, то динамика положительная на всем пространстве СНГ. Если же речь идет о ТВ и радио, то тут, прежде всего, зависимость от экономики стран и ресурсов, которыми располагают сами СМИ. Разделение каналов на развлекательные, информационные и информационно-развлекательные приводит, на мой взгляд, к оттоку аудитории от СМИ (в традиционном понимании этого слова) к досугу. Молодежь (да и не только), которую и так не интересуют познавательные программы и новости, пичкают многочисленными пошлыми и пустыми сериалами и передачами. Единственным типом новостных передач, которые можно смотреть без чувства отторжения, становятся криминальные хроники. То есть мы в скором будущем придем к тому, что схема будет примерно такой: Интернет – это блоги и "одноклассники", радио – это музыка, бла-бла-бла и чуть-чуть новостей, а телевидение – это скучные новости и бесконечная "большая перемена".
- Насколько электронные СМИ развиты в Таджикистане? Что способствует или мешает этому развитию?
– Из отечественных электронных СМИ самым потребляемым являются ТВ, радио и все более набирающий обороты Интернет. Но все три национальных компонента по уровню посещаемости, смотрибельности, слушаемости проигрывают медиаконтенту СМИ других стран. Телевещание, прежде всего, представлено российскими и узбекскими каналами, а интернет-аудитория предпочитает, как правило, российские и западные ресурсы. Соотношение разное: где-то 50/50, а где-то - 80/20 в пользу "иностранных" СМИ. Причина банальна – контент, предлагаемый местными электронными СМИ, значительно усыпает по качеству.
Более или менее достойную конкуренцию иностранным электронным СМИ могут составить лишь отдельные медиаорганизации Таджикистана, например: информагентства "Азия-Плюс" и "Авеста", радио "Азия-Плюс", "Ватан", "Тироз". Отечественное телевидение монополизировано государственными телевещательными компаниями, продукт которых абсолютно не конкурентоспособен по сравнению с производимым российскими или узбекскими каналами контентом.