Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В России завершается очередная призывная кампания: за осень 2010 года «под ружье» встали почти 280 тысяч человек. План призыва в целом выполнен, но неспособность существующей системы комплектования ВС России обеспечить Вооруженные силы нужным количеством солдат становится все очевиднее.
Для этого достаточно обратить внимание на статистику: в общей сложности за 2010 год на срочную службу было призвано чуть более 550 тысяч человек. В совокупности, прибавив к этому числу чуть более 300 тысяч офицеров и прапорщиков, а также чуть более 100 тысяч солдат и сержантов-контрактников, получим общую численность вооруженных сил в один миллион человек. Такой она и должна быть по планам министерства обороны, однако уже очень скоро выдержать этот план не удастся.
Здесь действуют несколько факторов.
Прежде всего, достигли призывного возраста юноши 1990-х годов рождения. Напомним, что на те годы приходится демографическая яма. Вскоре численность призывников не будет превышать 400 тысяч человек ежегодно.
Кроме того, нельзя забывать о том, что сокращение армии пока не завершено, и к концу 2012 года, года в армии должно остаться не более 150 тысяч офицеров, разрыв между реальными возможностями и штатной численностью возрастет еще сильнее.
К тому моменту в войсках не должно остаться и ни одного прапорщика или мичмана – все они должны быть заменены сержантами контрактной службы. Но уже сейчас очевидно, что добиться этого не удастся – число сержантов, которые сейчас проходят подготовку в учебных центрах, явно недостаточно.
Кардинальным решением проблемы может стать увеличение численности солдат и сержантов, проходящих службу по контрактнику, возможное лишь при условии значительного роста зарплат военнослужащих. Жалованье контрактника сейчас в среднем менее 20 тыс. рублей. Вряд ли привлекательная сумма. Поднять уровень зарплаты панируется в 2012 году. Тогда контрактник будет получать не меньше 30 тысяч рублей.
В то же время полная замена солдат-срочников на контрактников маловероятна. Это потребует значительного роста затрат на содержание Вооруженных сил. Да и России все еще необходим мобилизационный потенциал на случай большой войны. Так что оптимальным остается смешанный принцип комплектования ВС.
Условия срочной службы, по мнению ряда специалистов, улучшились по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. Эти улучшения заметны во всем: от бытовых условий до обеспечения солдат мобильной связью. Однако проблема неуставных отношений по-прежнему остается одной из главных в Вооруженных силах. Правда, изменилась их структура – на смену классической дедовщине (старослужащие-новобранцы) пришли конфликты по территориальному и чаще – национальному признакам.
Как правильный шаг министерства обороны, направленный на сокращение числа инцидентов в армии, можно расценить предложение Анатолия Сердюкова к правозащитникам и родителям сопровождать новобранцев от призывной комиссии до размещения в части. Возросло и внимание к срочникам со стороны прокуратуры и вообще правоохранительных органов.
Очевидно, что военнослужащие срочной службы уступают по подготовке контрактникам, и годичный срок – явно мало для полноценного обучения солдат и слаживания подразделений. Но увеличивать срок службы министерство обороны не собирается, хотя слухи об этом постоянно возникают в обществе.
Здесь играют роль не столько военные, сколько политические и социальные факторы. Год военной службы в сочетании с резким и зримым повышением интенсивности боевой подготовки в подавляющем большинстве частей, а также улучшением бытовых условий, позволяет выполнять план призыва. В случае же возвращения двухлетнего срока службы, по мнению специалистов, число уклонистов резко возрастет, и армия рискует столкнуться с серьезным недобором и ростом коррупции в системе военных комиссариатов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции