Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смирнов: новый закон улучшит ситуацию с профессиональным образованием

Что станет с начальным профессиональным образованием после принятия закона "Об образовании", в интервью РИА Новости рассказывает председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции Виктор Смирнов.

Началось общественное  обсуждение проекта нового федерального закона "Об образовании". Ознакомиться с документом можно на сайте www.zakonoproekt2010.ru. Что станет с начальным профессиональным образованием после принятия закона, в интервью РИА Новости рассказывает председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции Виктор Смирнов.

- Виктор Павлович, законопроект упраздняет начальное профессиональное образование (НПО) – и это один из тех вопросов, который вызвал живую дискуссию и опасения, что ПТУ закроют.

- Я бы не говорил, что упраздняет – речь скорее идет о смене понятий. Нынешние профтехучилища станут одной из составляющих среднего профессионального образования (СПО).

В ПТУ сейчас получают базовое профессиональное – и полное среднее образование. Но о какой профессиональной подготовке можно говорить, если на нее отводится только 30% учебного времени, а остальное – на общеобразовательные предметы.

Мы говорим о высоких технологиях, но тогда и уровень подготовки специалистов должен быть другой. Нам не хватает как научных разработок, так и профессионалов, которые могли бы их реализовывать. Если уровень подготовки рабочих кадров не устраивает работодателей, надо выяснять причины. И если мы хотим готовить профессионалов, надо отводить время для профессионального образования.

Недавно мы отмечали 70-летие профтехобразования. Что оно собой представляло раньше? ПТУ готовили кадры для производства. Сейчас же начальное профессиональное образование выполняет скорее социальную функцию: чем-то на 3 года занять трудных подростков. Но ведь есть и Минздрасоцразвития, почему бы ему не заниматься социальными вопросами?

Новый закон направлен на улучшение ситуации с профессиональным образованием.

- В таком случае если ПТУ, по сути, остаются – не произойдет ли только "смена вывесок", а качество подготовки рабочих никак не изменится?

- Каким бы современным ни был самолет – для его полетов нужны благоприятные погодные условия. Так же и здесь: все будет зависеть от условий, какие создаст государство – то есть от финансирования, поддержки работодателей, общества.

Учебные заведения нуждаются в хорошей материальной базе – не на станках же военного времени обучать! Хорошо бы определить статус преподавателей, мастеров. Мастер должен обладать педагогическими и профессиональными знаниями. А где найти хорошего специалиста за 8 тысяч рублей?..

У нас одни из самых низких показателей производительности труда – в 5-6 раз ниже, чем в странах Европы. Но невозможно же все время жить на нефтяной или газовой трубе. Надо перестраивать систему образования и готовить нужные рабочие кадры. Надо переворачивать образовательную пирамиду, в фундаменте которой сегодня высшая школа. У нас есть регионы, где на 10 тысяч человек более 1000 студентов, хотя по закону их должно быть около 170. А требуется-то кто? Рабочие.

- Принятое у нас сейчас обязательное общее среднее образование дают и ПТУ. Причем если кто-то не сдает ЕГЭ, он может остаться без аттестата зрелости, но при этом рабочую профессию получить сможет. С упразднением НПО в этом смысле что-то изменится?

- Нет. Среднее профессиональное образование сейчас можно получать после 9-го и после 11-го классов. Все будет так же, только сроки обучения могут отличаться: к примеру, после 9-го класса срок обучения будет больше на полтора года (для изучения общеобразовательной программы).

- Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин, комментируя проект нового закона, отметил, что в положении о профессиональном образовании мы "выбиваемся из общеевропейской системы квалификаций".

- В этом есть доля правды. Но дело в том, что в разных странах профессиональная подготовка осуществляется по-разному. И многие из стран, присоединившихся к Копенгагенскому процессу, цель которого – создание единого европейского пространства в области профессионального образования и обучения, работают по своим системам.

Так, в системе подготовки рабочих кадров в Германии, Швейцарии и Австрии ключевую роль играют работодатели: при предприятиях созданы центры подготовки кадров, а квалификационные экзамены надо сдавать при торгово-промышленных палатах.

У нас другой подход, другие традиции. По европейским традициям выровнять всех нельзя.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала