МОСКВА, 30 ноя - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию особое внимание уделил вопросам школьного образования. Он предлагает повысить требования к учителям, ждет от каждой школы план развития, призвал завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также развивать инфраструктуру для полноценной жизни детей-инвалидов.
Цитируя Черчилля, глава государства отметил, что "школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать", и призвал профильные министерства сделать все, чтобы школа помогала детям выходить подготовленными во взрослую жизнь.
С учеником на равных
По словам Медведева, необходимо повысить квалификационные требования к педагогам, доработать порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки. "В 2011 году на эти цели из федерального бюджета планируется выделить более двух миллиардов рублей. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы", - сказал президент.
Кроме того, по его словам, в течение 2011 года для каждой школы надо создать проект "видения того, как может развиваться школа". "Разработка таких проектов - дело учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизмы реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес", - сказал Медведев.
Директор московского образовательного центра "Царицыно", эксперт в области образования Ефим Рачевский считает, что повышение квалификации учителей должно стать адресным. "Не надо, чтобы повышение квалификации было только в том месте, которое определено региональной властью. Учитель должен иметь право выбора, школа тоже должна иметь право выбора", - считает он.
В послании президент РФ отметил, что учителя должны уметь обращаться с новыми технологиями не хуже учеников, а использование в обучении самых новых программ и высокотехнологических продуктов нужно предусмотреть в новых образовательных стандартах. "Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя. Учителя должны в этом разбираться", - сказал Медведев.
Благодаря доступности дети быстро овладевают современными информационными технологиями, и "это абсолютно нормально", считает директор центра "Царицыно". "Но... учитель должен в равной степени обладать этими компетентностями с учениками. Ведь задача школы сегодня - не пичкать килограммами знаний, а помогать детям ориентироваться в современном мире информации, дать им инструмент самостоятельного владения знаниями", - отметил в беседе с РИА Новости Рачевский.
Ищем таланты
Обращаясь к Федеральному собранию, Медведев отметил, что необходимо в 2011 году завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей.
"Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства", - отметил президент. Медведев поручил правительству РФ учесть его рекомендации по поддержке одаренных детей при внедрении новых образовательных стандартов и "разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей".
По мнению ректора МГУ имени Ломоносова, председателя Российского совета Олимпиад школьников Виктора Садовничего, одним из главных способов поиска талантливых детей остаются Олимпиады.
"И Всероссийская олимпиада, и школьников, и международная - это, безусловно, инструмент, его надо всячески оберегать. Я считаю, что Олимпиада любого уровня - это один из основных инструментов поиска талантливых детей", - отметил в разговоре с РИА Новости ректор МГУ.
Также Садовничий полагает, что система поддержки талантливых детей должна быть "обеспечена теми преподавателями, которые способны работать с такими детьми".
"И, конечно, здесь расчет, принятый для системы образования, он не проходит, потому что этот преподаватель тратит совсем другое время, другие силы на обучение школьников, чем в обычном классе", - считает ректор МГУ.
Без преград
Медведев в своем обращении также призвал создавать инфраструктуру для полноценной жизни детей-инвалидов.
"У нас практически отсутствует инфраструктура для инвалидов. Излишне добавлять, насколько остро стоит эта проблема для детей-инвалидов", - сказал Медведев, выступая с посланием Федеральному собранию.
Он отметил, что зачастую поездка в школу для детей, имеющих инвалидность, оборачивается "целой проблемой", а старые здания школ не приспособлены для их комфортного обучения.
Между тем, по словам президента, дети-инвалиды достигают в своей жизни не меньших результатов, чем их здоровые сверстники. Одним из примеров таких успехов Медведев назвал победы российских паралимпийцев.
"Создание условий для полноценной жизни инвалидов в России должно стать одним из основных направлений реализации программы "Доступная среда", - добавил президент.