Рейтинг@Mail.ru
Буддийский праздник Зула Хурал. Справка - РИА Новости, 24.09.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Буддийский праздник Зула Хурал. Справка

Читать ria.ru в
Дзен

Один из главных религиозных буддийских праздников Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского зул - светильник, лампада, хурал - богослужение) отмечается в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю (преимущественно в ноябре). В 2010 году этот день выпадает на 30 ноября.

В буддизме это день памяти о кончине (о дне ухода в Нирвану) основателя тибетской школы Гелука (Geluk school) - реформатора и философа Дже Цонкапы (Je Tsongkhapa, 1357-1419). Его имя переводится как "Человек из луковой долины" (The Man from Onion Valley).

Школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.

Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения - "Ламрим" (посвященное общему пути Махаяны) и "Нагрим" (посвященное пути Тайной Мантры) - охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелука:

- реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии - будда грядущего мирового порядка  как знак тысячелетнего существования новой школы);

- возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;

- учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы);

- строительство монастыря Галдан, или "земли Тушита", где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы ‑ мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Цонкапой школа Гелука стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. - "победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

С середины XVII века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

Главный ритуал, связанный праздником Зула Хурал - это церемония подношения цог, которая означает подношение символического нектара. Тот, кто делает подношение, ничего не должен жалеть - ни еды, ни питья, ни денег, ни счастья, ни собственного тела. Буддисты верят, что подношения Буддам и Бодхисатвам помогают избавиться от омрачений, держащих людей в сансаре – от гнева, неведения и привязанности.

Во время праздника миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма.

В этот день принято зажигать тысячу лампад (зула), которые освещают Путь буддиста, ведущей в Нирвану, тысячекратно подавляя невежество. Поэтому в каждой семье делаются лампадки из теста на каждого члена семьи, и отец семейства относит их в храм, где ставит на жертвенный столик.

С наступлением темноты духовенство в сопровождении народа, все с обнаженными головами, обходят вокруг храм, неся впереди икону с изображением Цонкапы. Во время процессии люди идут с зажженными факелами. Внутри и вокруг храма зажигаются тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета. При приближении процессии к жертвенному столику, на нем тоже зажигаются фитили лампадок. Монахи читают молитвы. Миряне гадают на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения указывают, каким будет для молящегося наступающий год. В ходе молитвы принесенная еда трансформируется в нектар, которым потом все угощаются. Лампадки из теста после догорания также съедаются.

Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в ней несколько фитилей - соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имеет разное количество составляющих травинок - их столько, сколько лет человеку плюс еще несколько. Вторая лампадка - обычной формы, фитиль в ней состоит из 9 травинок. Она ставится для всех домочадцев (по другой версии - для хозяйки дома). Число 9 - символ прибыли и богатства: скот считали не десятками, а именно девятками.

В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.

В честь праздника в Иволгинском дацане - духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 км от столицы Бурятии Улан-Удэ, для верующих открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова.

Тело хамбо-ламы, умершего в 1927 г. в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 г. в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала