Сегодня исполняется 80 лет "королеве эпизода" Нине Гребешковой. Благодаря своему сакраментальному "У тебя там не закрытый, а открытый перелом!" она и сегодня известна на всю страну так, словно сыграла в "Бриллиантовой руке" главную роль.
Между тем, главные роли в жизни Гребешковой если и были, то запомнилась она вовсе не ими, а маленькими – порой второстепенными, порой и вовсе проходными – ролями. В кино Гребешкова прежде всего – жена Семена Семеныча Горбункова в "Бриллиантовой руке", жена инженера Брунса в "12 стульях", жена завмага Горбушкина в "Не может быть!". А за кадром она играла одну из главных ролей в жизни любой женщины – роль жены, верной спутницы и музы Леонида Гайдая, великого режиссера, на фильмах которого выросли несколько поколений.
Гребешкова и Гайдай познакомились, когда учились во ВГИКе – правда, разница в возрасте у них была в восемь лет, ведь Гайдай пришел в институт с фронта, после войны, а Нина, молодая кареглазая студентка, – прямиком со школьной скамьи. Поступать во ВГИК Гребешкова решила после того, как известный поэт Луговской, узнав, что Нина хочет стать учительницей, сказал ей: "Но ведь сеять разумное, доброе, вечное, можно не только в школе… Есть еще прекрасная профессия. Вы не хотите стать артисткой?". Так Гребешкова решила стать актрисой и поступила во ВГИК.
Во ВГИКе она училась у Белокурова и Ванина, ей преподавал и знаменитый Сергей Герасимов. Так что с первого же курса Гребешкова попала в поле зрения иолодых режиссеров, среди которых был и ее будущий муж.
"Тогда все учились вместе. Мы, актеры, были для будущих режиссеров подопытными кроликами, - вспоминала Гребешкова об одной из первых встреч с Гайдаем. - Как-то он составлял сетку репетиций, и мой отрывок выходил последний: значит, говорю, вы спокойно уедете в Лосинку в общежитие, а я ночью одна потащусь домой на Кропоткинскую? Леня спрашивает: "А что, тебя никто не провожает? Я провожу". И мы с ним пошли пешком от ВДНХ до Гагаринского переулка. Обычно он бывал молчаливый, а тут — как же интересно он рассказывал! О фронте, о Монголии...".
Тогда же, в студенческие годы, началась и ее кинокарьера: сначала была второстепенная роль в фильме "Смелые люди", а дорогу в кино ей открыли картины "Честь товарища" и "Беспокойная весна". В 1954 году Гребешковой посчастливилось сыграть в "Испытании верности" Ивана Пырьева.
А в фильмах мужа, по словам актрисы, она начала играть "по случайности". После женитьбы Гайдай взялся на картину "Кавказская пленница". В это время у него обострилась язва, и Гребешковой пришлось поехать вместе с мужем на съемки в Крым. Там-то он и предложил ей маленькую роль врача-психиатра. "Но параллельно я играла и драматические роли, от работы не отказывалась, и ее всегда было много", - говорит актриса.
Можно сказать, что творческую судьбу Гребешковой определило это замужество. Леонид Гайдай подарил ей множество второстепенных ролей, ради которых Гребешкова, не задумываясь, жертвовала ролями у других режиссеров. Как-то под конец жизни Гайдай с сожалением попросил у жены прощения за то, что так и не дал ей главной роли, но сама Гребешкова ничуть не сожалеет об "упущенных возможностях".
Не все ее фильмы выдержали испытания временем, а эти маленькие, филигранные роли, сыгранные ею в фильмах Гайдая, когда одним своим появлением Гребешкова словно "подсвечивала" самый незначительный эпизод, – остались. Так что актриса считает себя не в праве жаловаться на судьбу. "И я счастлива, - говорит она, - что где-то, пусть сбоку, принимала в них участие".
В той же "Кавказской пленнице" она стала сниматься, отказавшись от заманчивого предложения – и, конечно, это был не только выбор актрисы, но и выбор жены. "Ну как же ты не понимаешь: если ты уйдешь, я погибну...", - сказал ей однажды Гайдай.
Время же расставило все по своим местам, и сегодня Гребешкову по-прежнему любят и знают как актрису. Она – из тех тех артистов, что, появляясь на экране, заставляют зрителя не переключаться на другую кнопку, а в миллионный раз пересматривать "Не может быть", "Спортлото-82", "12 стульев" и "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников