МОСКВА, 26 ноя - РИА Новости. На минувшей неделе кинематографисты получили устав, классики и современники - премию "Большая книга", члены арт-группы "Война" - формальные обвинения в хулиганстве по 213-й статье УК, и только Пермской опере так и не досталось нового худрука: триумфальные сообщения о воцарении на этой должности Теодора Курентзиса оказались преждевременными.
"Похвалил талантливого автора"
В среду подвела итоги премия "Большая книга": ее главным лауреатом стал литературовед Павел Басинский, получивший 3 миллиона рублей за исследование "Лев Толстой: бегство из рая" о последних днях жизни классика - столетие со дня его смерти как раз недавно отмечали. Забавно, что третье место тоже присудили роману об уходе Толстого из "Ясной Поляны" - "t" Виктора Пелевина (он же - фаворит читательского голосования). Еще забавнее, что 11 лет назад Пелевин в "Generation П" прошелся по Басинскому, заставив его рекламировать одеколон Gucci, захлебываясь в выгребной яме и в воплях о духовности. Теперь, получается, Басинский отыгрался - первую премию все-таки отдали ему. Наконец, третий удивительный момент: экспертный совет "Большой книги" выписал еще и специальную премию, и не кому-нибудь, а еще одному юбиляру нынешнего года - Антону Павловичу Чехову.
В общем, без календарных привязок обошелся только один роман-лауреат - "Перс" Александра Иличевского.
А "Чертово колесо" Михаила Гиголашвили, которое многие критики считают едва ли не главным литературным событием года, осталось без премии вообще: третье место в читательском голосовании этой книге как-то не по рангу.
Фигаро здесь, Фигаро там
В ту же среду по всем СМИ расползлись сообщения об отъезде в Пермь очередной звезды современного искусства, на сей раз - дирижера Теодора Курентзиса. Выходило, что уже с будущего сезона он возглавит пермскую оперу и произведет там революцию, о которой Большой театр только мечтает, а именно - избавится от репертуарных спектаклей и внедрит принятую по всему миру систему stagione, то есть постоянно обновляемых постановок с приглашенными артистами, больше того - с мировыми оперными звездами. К тому, что в Перми постоянно происходят художественные революции, за последние годы все привыкли, вот только восторг по поводу назначения Курентзиса оказался преждевременным: как выяснилось на следующее утро, пермский министр культуры Борис Мильграм ни о чем толком с дирижером пока не договорился. Правда, переговоры действительно идут, это признали обе стороны. А нынешний пермский худрук Георгий Исаакян в любом случае одной ногой уже в Москве - летом он возглавил Детский музыкальный театр имени Натальи Сац.
Ставки сделаны, господа
В четверг члены Союза кинематографистов отправились в Белые Столбы - принимать новый устав организации. Дело грозило затянуться: голосовать решили по каждому пункту отдельно. Одну статью - о недопустимости экстремизма для членов Союза - с наскоку отменили, но потом, перепугавшись, что в глазах общественности члены Союза таким образом станут выглядеть едва ли не бандой разбойников, вернули обратно. Оппозиция в лице Вадима Абдрашитова призвала вообще не тратить силы на устав, обсудив вместо этого актуальные проблемы отечественной кинематографии; голосовать по этому поводу, правда, не стали. Прения шли своим чередом, собравшиеся готовились ночевать в зале или возвращаться наутро. Как сказал зампред правления Сергей Лазарук, все ожидали обнаружить в документе "бомбу", однако в итоге ее там не оказалось; все поправки, на которых настаивала в том числе и оппозиция, были внесены. Удостоверившись в этом, собравшиеся резко ускорились и в итоге пришли к финалу в детское время - 21.23 мск.
Следующий съезд им предстоит только через два с половиной года.
На войне как на войне
Членам арт-группировки "Война", ожидающим в питерской тюрьме "Кресты" суда за свою акцию "Дворцовый переворот", предъявлено официальное обвинение: оказалось, опрокидывание милицейских машин - это "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу", да еще "совершенное группой лиц по предварительному сговору" и "связанное с сопротивлением представителю власти", то есть - статья 213 УК РФ, подразумевающая лишение свободы на срок до семи лет.
Мнения в арт-сообществе разделились: с одной стороны, переворачивать машины - это действительно хулиганство; с другой - речь шла о художественном проекте, пусть даже и экстремальном, с третьей, - "Война" вызвала всеобщее восхищение, за 23 секунды изобразив гигантский фаллос на Литейном мосту (фотографии этой акции мгновенно разошлись по интернету), да и "Кресты" - место не слишком приятное, так что активистам остается только посочувствовать.