Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
На этой неделе искусство готово предложить нам и восточные, и западные чудеса. Чувствуя себя "по-прежнему в долгу перед народом", как говорил Костик из "Покровских ворот", искусство стремится впечатлить, заставить думать и сопоставлять культуру России, Востока и Запада.
"Самураи" недалеко от Кремля
В 1985 году вышел "Ран" Акиро Куросавы - блистательная импровизация на тему шекспировского "Короля Лира". Есть хрестоматийная книга гарвардского востоковеда Томаса Клири о японской военной стратегии. В Москве, в двух шагах от Кремля, в галерее в Ветошном переулке появилась "иллюстрация" к книге Клири - выставка "Самураи: Art of War". Ее можно посмотреть с 26 ноября по 28 февраля.
"Замок самурая" - так можно назвать нынешнюю экспозицию. На ней красуются мечи, доспехи, кимоно и украшения аристократов средневековой Японии. Видеоматериалы расшифровывают иероглифы, написанные на клинках. В Ветошном выставлена и серия гравюр школы Утагавы - известнейшей школы графиков.
На закуску припасена инсталляция - самурайское сражение. Десятиметровый экран превращается в трехмерное поле битвы. Публика надевает специальные очки - и испытывает иллюзию участия в грандиозном сражении.
Поющий Лопахин: "Вишневый сад" в Большом театре
2 декабря в завершение Года Франции в России Большой театр показывает мировую премьеру оперы "Вишневый сад" по пьесе Чехова. Автор музыки - Филипп Фенелон - выпускник Парижской консерватории по классу Оливье Мессиана.
Поющий Лопахин… Звучит почти абсурдно. Чересчур уж натура у купца непоэтичная, а все его нежные чувства к хозяйке вишневого сада Любови Раневской - эфемерны. Однако Филипп Фенелон сумел воплотить в музыке даже жесткие, грубые и хриплые голоса.
Его опера так или иначе цитирует "Евгения Онегина" Чайковского, в котором музыкальным "фоном" для основных партий оказываются народные песни и мотивы провинциальной танцевальной музыки. Хор девушек в опере Фенелона поет песни на стихи Блока и Бунина. А музыканты периодически играют мазурку, польку и мелодии начала ХХ века.
Стать композитором Фенелон окончательно решил после того, как услышал "Свадебку" Стравинского. Музыка французского композитора сейчас звучит в концертных залах всей Европы, а также в США и Японии. Среди героев его опер - персонажи Кафки и Кортасара, Фауст, Юдифь (убийца Олоферна) и Саламбо, героиня одноименного романа Флобера. Насколько русской окажется опера "Вишневый сад" - судить публике.
Грузинский ядерный реактор
В "Крокус-Сити Холле" 26 ноября прошел первый концерт Нино Катамадзе, презентующий ее новый альбом "Red". Она выступила вместе с музыкальной группой "Insight".
Певицу, исполняющую джаз, блюз и фанк, называют "грузинской волшебницей" (она родом из Аджарии) и "ядерным реактором".
Катамадзе - экстрасенс на сцене, вбрасывающий в зал мощный поток энергии. Она не просто поет, а живет на сцене. "Силовое поле" ее вокала и ранит, и ласкает, и обволакивает, и встряхивает. В 2000-х годах ее многократно награждали в России как лучшего автора музыки и как певицу.
В альбоме "Red" есть и страсть, и страх, и боль, и горечь, есть отзвуки августа 2008 года, когда Грузия начала военные действия в Южной Осетии, а Россия дала ей отпор. Альбом встраивается в серию дисков "Black" и "White" (2006), "Blue" (2008). Каждый из них выражает настроение Катамадзе.
Грузинская певица выступает нечасто, но каждое ее выступление называют событием. Проверим?
Государи и бунтовщики в Историческом музее
Одним из следствий реформ Петра I стало появление в России нового вида искусства - гравюры. Искусство, расцветшее в Европе благодаря Дюреру и Рембрандту и запечатлевшее многообразные сюжеты и представителей самых разных сословий, в России изначально сосредоточилось на августейших особах.
Главной моделью для гравюр оказался в первую очередь сам царь Петр. А затем появились многочисленные гравюры, изображавшие императорских приближенных: Меншикова, Лефорта и пр. Потом галерея пополнилась женскими августейшими портретами, и здесь, разумеется, солировала амбициозная Екатерина II.
"Русский исторический портрет. Гравюра XVIII века" - так называется выставка в Государственном историческом музее (ГИМ). Она работает с 16 ноября по 23 января. Гравюру погрузили в широкий бытовой контекст - тут вам и личные вещи монархов, и богатые гобелены, и посуда. Такой бытовой "комментарий" к гравюре отчасти помогает сориентироваться в эпохе.
XVIII век был для России столетием дворцовых переворотов, заговоров и бунтов. Кстати, на выставке есть и портрет донского казака Емельяна Пугачева. Крестьянское восстание под руководством этого мнимого "государя Петра III" поставило страну на грань гражданской войны. Так или иначе, но Пугачев вошел в историю и представляет бурный XVIII век в той же степени, что и казнившая его Екатерина II. Во всяком случае, так считают в ГИМе.
"Рапунцель": девушка с длинной и острой косой
25 ноября в российский прокат вышла "Рапунцель: запутанная история" - анимационная лента в формате 3D по сказке братьев Гримм. Режиссеры этого полнометражного мультика - Натан Герно и Байрон Ховард.
Главная героиня- длинноволосая Рапунцель - превратилась в гламурную зеленоглазую блондинку a la кукла Барби, которая мастерски манипулирует принцем. Причем орудием манипуляции оказывается та самая белокурая коса (по длине - 20 метров - достойная Книги рекордов Гиннеса), которая в сказке братьев Гримм служила канатом, помогавшим молодому человеку взобраться наверх, в покои красавицы.
Захочет Рапунцель - обмотает принца своими волосами и обездвижит его, захочет - загипнотизирует, заворожит. Принцесса предстает ультрасовременной героиней, мало похожей на сказочную красавицу. Что ж, пусть детишки изучают реальность с ранних лет. Зачем им сказки?!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции