МАДРИД, 24 ноя - РИА Новости, Елена Висенс. Диптих немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528 годы) "Адам и Ева" (1507 год) выставлен в мадридском Музее Прадо в среду после завершения реставрационных работ, передает корреспондент РИА Новости.
Для показа ценителям искусства работы реставраторов диптих в течение четырех месяцев будет стоять не на привычном помещении рядом с еще двумя работами немецкого художника из коллекции Музея Прадо, а в одном из центральных залов музея. Расположены обе картины таким образом, чтобы зрители могли обойти их и увидеть, как реставраторам удалось восстановить не только сами живописные полотна, но и задники картин.
В соседнем зале выставлены рентгеновский снимок диптиха и снимок в ультракрасном излучении, на которых видны первоначальные варианты картин и задников. Здесь же можно посмотреть видеоролик, в котором рассказывается, как проходили реставрационные работы, длившиеся два года.
Для обеих картин Дюрер в качестве полотна и задника использовал деревянные доски, что со временем негативно сказалось на сохранности живописи.
По словам Хосе де ла Фуэнте (Jose de la Fuente), реставратора задников Музея Прадо, работавшего вместе с американским коллегой Джорджем Бисаккой (George Bisacca) из нью-йоркского Метрополитен-музея, больше всего от времени и предыдущих реставраций картин пострадал "Адам".
"Его задник был совершенно переделан во время реставрационных работ в середине XIX века и, к сожалению, эти работы были сделаны без учета того, что дерево - живой материал, который дышит и находится в постоянном движении. Поперечные и продольные планки были так жестко закреплены, что спровоцировали появление трещин и щелей на картине. Поэтому нам пришлось не только снять прежние планки на заднике, но в результате долгой и кропотливой работы вернуть дереву его первоначальный изгиб, что позволило скрыть образовавшиеся трещины и щели", - пояснил реставратор.
Задник "Евы" меньше пострадал от прежних реставраций, но добавленные в XIX веке три поперечные планки были закреплены шурупами прямо с лицевой стороны картины, что нанесло серьезный ущерб полотну.
"За 35 лет реставрационных работ в Музее Прадо я впервые столкнулась с таким агрессивным обращением с картинами", - отметила реставратор живописи Майте Давила (Maite Davila).
По ее словам, в ходе реставрации пришлось не только восстанавливать те участки живописи, которые были уничтожены ввинченными шурупами, оставившими значительные дыры в картине, но и снимать многие слои пыли, сажи, прежних не очень искусных реставраций и бороться с последствиями ударов и деформаций дерева.
"После реставрации картинам вернулась их прежняя атмосфера, эта типичная для Дюрера мягкость при переходе от света к тени, яркость и интенсивность красок, блеск фона и в целом высочайшее качество живописи", - добавила Давила, отметившая, что она "получила величайшее удовлетворение от работы над этими картинами".