ВАШИНГТОН, 23 ноя - РИА Новости, Мария Табак, Денис Ворошилов. Прошедший на прошлой неделе саммит НАТО в Лиссабоне является грандиозным успехом, поскольку участникам, вопреки всем прогнозам, удалось преодолеть разногласия по ключевым темам, заявил, выступая в понедельник в вашингтонском Брукингском институте, постпред США при НАТО Иво Даалдер.
"НАТО является краеугольным камнем наших отношений с миром... У нас было три задачи: вдохнуть новую жизнь в альянс и лучше подготовить его к проблемам 21 века, нацелить его на успех в Афганистане и "перезагрузить" отношения альянса с Россией... Эти три темы были основными с момента прихода к власти нынешней администрации. И все три цели мы осуществили", - сказал Даалдер.
По его словам, до самого последнего момента представители стран-участников продолжали спорить по ряду вопросов.
"Долгое время шли споры относительно создания системы ПРО в Европе и влияния ее на отношения с Россией... На этот счет были разные точки зрения, для некоторых стран отношения с Россией важней, чем система ПРО... Было много вопросов относительно Афганистана... Были сомнения и в американской "перезагрузке" отношений с Россией - некоторые боялись, что эта "перезагрузка" будет в ущерб интересам безопасности Европы. Критики не видели возможности для преодоления всех этих противоречий... И вот, после тяжелой работы, представители 28 стран-участников НАТО уехали из Лиссабона сильнее и гораздо сплоченней, чем они были многие последние годы. Это большой успех", - считает постпред США.
Главными успехами саммита Даалдер считает создание новой концепции НАТО, которая способна сделать альянс гораздо сильнее, одобрение стратегии в Афганистане и постановка цели передачи полного контроля над безопасностью в стране местным властям к 2014 года, а также планы по сотрудничеству с Россией в сфере ПРО.
"Кто был знаком с ситуацией в НАТО в 2009 году, то он сказал бы, что не очень верит в то, что может произойти то, что произошло в ноябре 2010 года. И теперь мы должны реализовывать все наши планы. Журналисты меня сегодня спросили, как я могу говорить об успехе, когда столько всего предстоит сделать. И я ответил, что если бы успеха не было, то делать бы ничего не надо было бы", - сказал Даалдер.