Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Майя Плисецкая, которой 20 ноября исполняется 85 лет, - это воплощенный Большой балет. Впрочем, она шире балета в его узко традиционном понимании. Она ввела в классическую хореографию и полную метафор пластику японского театра Но, и фламенко, и современный танец под джаз.
Плисецкая, долгие годы бывшая прима-балериной Большого театра, стала в ХХ веке символом смелого, находящегося в постоянном поиске искусства, которое преодолевает любые преграды: от чрезмерного традиционализма культуры до косности политических догм государства, которое даже в новой пластике видело нечто опасное для себя.
Майя Плисецкая расковала и заострила балетную пластику, ввела в хореографию новые элементы и придала особый вес харАктерным, эмоционально многогранным ролям. Ее талант объединил балетный интернационал: многие хореографы мира хотели ставить спектакли для Плисецкой, и ряду выдающихся мастеров повезло это сделать.
Сегодня российский балет зачастую слишком переимчив и калькирует западные образцы. Во времена Майи Плисецкой он демонстрировал уверенность в собственных силах, не сомневался в своем изобретательском потенциале и широчайших возможностях танцевального искусства. Плисецкая, вечный революционер в искусстве, всегда испытывала жажду первооткрывательства - и утоляла ее.
"Я всю жизнь сопротивляюсь"
Эти слова Майи Плисецкой отражают суть ее характера. Ее лозунг - "Не смиряйтесь!". Она выстроила свою жизнь вопреки бедам (в 1938 году был репрессирован ее отец, генеральный консул на Шпицбергене Михаил Плисецкий). Она сделала это вопреки официальным установкам не работать с западными хореографами. А также вопреки балетным травмам, которых было множество.
Жизнь Плисецкой в творчестве и вне его - настоящая победа воли, триумф убежденности в правоте художника. Она - экспериментатор, творческий "дуэлянт", ищущий вызовы для своего таланта и с упоением отвечающий на них.
Не случайно Плисецкой всегда прекрасно удавались темпераментные, волевые и одновременно живые, как ртуть, героини с явным актерским началом. Это Одиллия в "Лебедином озере" Чайковского, Эгина в "Спартаке" Хачатуряна, Китри в "Дон-Кихоте" Минкуса, Хозяйка Медной горы в "Сказе о каменном цветке" Прокофьева, "Безумная из Шайо" Щедрина. Эти роли выражали характер Плисецкой, ее умение отдаться стихии танца и чувств целиком.
Искусство Плисецкой не просто прорывалось, но даже жило "по ту сторону" железного занавеса. Для нее ставили балеты великие зарубежные хореографы - французы Морис Бежар и Ролан Пети (второй - по личному разрешению Брежнева). Плисецкая с начала 1980-х руководила балетом Римской оперы и Испанским национальным балетом в Мадриде. Балерины на панно работы Марка Шагала в Метрополитен-опера отчасти "списаны" с нее - Плисецкая с ее красотой и царственностью всегда была прекрасной моделью для художников. Одни только знаменитые снимки фотомастера-классика Ричарда Эйвдона чего стоят!
Поклонниками Плисецкой была чета Кеннеди (балерина трижды гастролировала в США в 1960-е годы). В 1986 году Франсуа Миттеран, тогдашний президент Франции, наградил балерину Орденом Почетного легиона. Костюмы для ее спектаклей делал легендарный кутюрье Пьер Карден. За Плисецкой, которую сделало "гражданкой мира" ее искусство, всегда пристально следило КГБ, балерину не раз не пускали за рубеж. Однако ее талант и известность преодолели все границы.
Плисецкая разрушила стереотипы о возрастных пределах жизни в балете, станцевав спектакль в 75 лет! Тогда, 10 лет назад, она исполняла в Токио в спектакле Мориса Бежара "Крылья кимоно" роль Небесной феи, причем в пластике театра Но. Стилистический эксперимент в чистом виде! Впрочем, это вполне в ее вкусе, не зря же Бежар называл ее "гением метаморфоз"!
Роман ее жизни
Чтобы описать жизнь балерины, недостаточно даже ее увлекательной автобиографии "Я, Майя Плисецкая", которая сейчас переведена на полтора десятка языков. Тут можно было бы написать роман-многотомник, с книгой первой - "Взросление в семье дяди и тети Мессереров" (балетных танцовщиков и педагогов), книгой второй - "Романтические роли в Большом театре" (партии Маши в "Щелкунчике" и Авроры в "Спящей красавице" Чайковского, Жизели в балете Адана).
В объемном биографическом труде можно было бы посвятить отдельный том работе в 1960-1970-е годы с французскими хореографами ("Болеро" Равеля, Айседора в одноименном балете и "Ave, Майя" у Бежара, "Гибель розы" у Пети). Можно выделить в особую главку "Федру" (1984) в хореографии Сержа Лифаря, русского балетмейстера и танцовщика, возглавившего балет парижской Гранд-опера. Сначала Плисецкая танцевала "Федру" в Париже, затем в Риме и в Москве, в Театре оперетты…
Интересна была бы и кубинская глава ее творчества, связанная с хореографом Альберто Алонсо и начавшаяся в 1967 году с "Кармен-сюиты" (музыка Бизе в обработке мужа Плисецкой, композитора Родиона Щедрина). О красавице-цыганке Алонсо сказал: "Вся жизнь Кармен - коррида". Лучше Плисецкой исполнить Кармен не смог бы никто. Точно так же, как в опере в партии Кармен не было равных Елене Образцовой, актрисе столь же волевой и лишенной творческих предрассудков. Балет с Плисецкой был экранизирован в кино в 1969 году и на телевидении - в 1978 году.
О работе Плисецкой с Юрием Григоровичем можно написать целую монографию. Григорович с 1964 года был главным балетмейстером Большого театра и нашел звездные роли для всех талантливых артистов труппы - Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского, Натальи Бессмертновой и Нины Тимофеевой. Плисецкая стала в 1965 году первой исполнительницей роли влюбленной и несчастной ревнивицы Мехменэ Бану в "Легенде о любви" Арифа Меликова.
А вот еще часть романа-биографии Плисецкой: постановка балетов Щедрина "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой" в качестве хореографа. В спектакле "Анна Каренина" (1972) сложилось легендарное трио: Плисецкая - главная героиня, Лиепа - Вронский, Фадеечев - Каренин. За год до этого балерина сыграла в экранизации "Анны Карениной" (режиссер Александр Зархи) светскую даму Бетси Тверскую.
"Нужны новые формы", - говорил герой чеховской "Чайки", драматург-экспериментатор Треплев. Эти новые формы Плисецкая предложила в качестве постановщика с избытком. Она создала дерзкую эротичную хореографию, насыщенную, говоря ее словами, "фрейдистскими мотивами". И, как всегда, эмоции били через край.
Лирические роли: случались неудачи
Из самых удачных лирических ролей Плисецкой - миниатюра "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. Здесь балерина была наследницей Анны Павловой, которой рисунок хореографии предложил талантливейший Михаил Фокин.
Однако Плисецкая по цитируемости ее работы превзошла свою предшественницу. Долгие годы телевидение показывало эту знаменитую миниатюру в исполнении Плисецкой, и публика хорошо запомнила придуманный ею танец рук (сейчас он уже стал классикой). Руки балерины были трепетными, тревожными, то зависали в бессилии, то двигались импульсивно, в стремительной агонии. "Неумирающий лебедь" - так назвал в свое время Павлову один из английских балетных критиков. То же самое можно было бы сказать о работе Майи Плисецкой.
А вот Одетта из "Лебединого озера" получалась у Плисецкой не слишком убедительной. Такие романтические партии идеально исполняла ее старшая коллега Галина Уланова. По поводу Джульетты в версии Плисецкой критики тоже выражали скепсис. В этой роли эталоном была опять-таки Уланова - ее танец в "Ромео и Джульетте" в постановке Леонида Лавровского (сохранилась телеверсия), бесспорно, великолепен. Плисецкая с ее бурной энергией и зажигательным юмором попросту была шире и колоритнее этих лирических ролей.
Русский бренд Плисецкая
В январе 1990 года Майя Плисецкая ушла из Большого. Зато в 1994 году появилась новая яркая труппа - "Имперский русский балет" под руководством Гедиминаса Таранды. Инициатива его создания исходила от Плисецкой, которая стала его президентом и объехала с этим коллективом те страны мира, в которых еще никогда не была. С того же 1994 года существует ежегодный международный балетный конкурс "Майя".
Плисецкая давно стала балетным брендом России за рубежом, и даже шире - одним из символов России. Отчасти именно благодаря ей ХХ век прошел под знаком советского балета. Сегодня, когда некоторые хореографы страны капитулируют перед западными коллегами, нелишне вспомнить о совсем недавней истории Большого балета, в которой есть огромная глава под названием "Великая Майя".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции