МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. Дискуссии на этой неделе выдались бурные, и вертелись они главным образом вокруг самых радикальных и вызывающих проявлений искусства - публичной попытки самоубийства Олега Мавроматти и протестных акций арт-группы "Война", члены которой, несколько лет остававшиеся неуловимыми, все-таки угодили за решетку.
Это была война
Понедельник стал в буквальном смысле тяжелым для активистов арт-группы "Война". Художественное объединение, чьи боевые единицы из года в год меняются, а идейный вдохновитель, лингвист и автор словаря русского мата Алексей Плуцер-Сарно, остается прежним, оказалось под следствием и частично даже за решеткой.
Каждая акция группы, будь то перформанс в Биологическом музее имени Тимирязева, неприличного содержания рисунок на Литейном мосту в Питере или закрывание замками ворот Инженерного замка, была на грани, но все же в пределах закона. Но "Дворцовый проект" - проект, в ходе которого переворачивались милицейские машины, - переполнил чашу терпения правоохранительных органов.
В итоге несколько ее участников были задержаны в Москве и отправлены в питерскую тюрьму "Кресты", где им предстоит два месяца ждать окончания следствия и вынесения обвинения. В арт-сообществе разворачивается очередная ожесточенная дискуссия на извечные темы - что делать, кто виноват и будет ли война.
Казнить нельзя помиловать
Не менее ожесточенная дискуссия развернулась вокруг еще одной жертвы собственного творчества, а именно художника в бегах Олега Мавроматти. С 2000 года он проживает в Болгарии - но не по своей воле, а из-за уголовного дела по статье 282-й, которого художник удостоился, распяв самого себя на кресте в ходе акции "Не верь глазам".
Выяснив в софийском консульстве, что из-за судебного преследования он не может получить новый паспорт, а значит, не может продлить и вид на жительство в Болгарии, Мавроматти затеял "самоубийственный" проект: сел на электрический стул и предложил всем, кто считает его виновным, голосовать за смертную казнь на специальной странице в интернете.
Если бы количество противников радикального искусства превысило количество его сторонников, художник начал бы получать удары током, и пятый стал бы для него смертельным. Начиная с 7 ноября Мавроматти терпеливо ждал вердикта. Спустя семь дней он сделал в блоге запись "Свои победили!" - объявил, что жив и собирается продолжать в том же духе.
Одновременно у посольств Болгарии в Москве и Берлине прошли пикеты с требованием предоставить политическое убежище Мавромати и спасти его от безжалостной 282-й статьи.