Рейтинг@Mail.ru
Лиссабон, НАТО и Россия - большой смотр концепций - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лиссабон, НАТО и Россия - большой смотр концепций

Читать ria.ru в
В Лиссабон съехались 28 глав государств и правительств НАТО на традиционный осенний саммит 19-20 ноября. Он уже назван саммитом саммитов последнего десятилетия. В повестке дня - новая Стратегическая концепция, Афганистан и отношения с Россией, плюс множество чисто натовских внутренних произвольных от перечисленных.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

В Лиссабон съехались 28 глав государств и правительств НАТО на традиционный осенний саммит 19-20 ноября. Он уже назван саммитом саммитов последнего десятилетия. В повестке дня - новая Стратегическая концепция, Афганистан и отношения с Россией, плюс множество чисто натовских внутренних произвольных от перечисленных. В российско-натовских дискуссиях в Португалии будет участвовать президент Дмитрий Медведев, которым привез в Лиссабон целый ряд предложений по развитию отношений с блоком.

Все российские инициативы, взгляд Москвы на возможность общей с НАТО и США ПРО для Европы, взаимодействие по Афганистану, трансформация функций Совета Россия-НАТО, пути укрепления доверия, новая архитектура Европейской безопасности - это составляющие единой новой концепции отношений Россия-НАТО.

Как говорят в Кремле, Россия никому ничего не собирается навязывать, но предлагает блоку наконец серьезно подумать над тем, как перейти от пустых деклараций о сотрудничестве, доверии и взаимодействии к практическим шагам. После 9/11, войн в Ираке и Афганистане, роста наркоугрозы, терроризма, необходимости поддержания энергетической и сырьевой безопасности, уже невозможно дальше балансировать где-то на уровне времен "холодной войны".

Надо либо перестраивать подход блока и его взгляд на Россию, ее роль и роль НАТО в системе глобальной безопасности, либо искать иные пути взаимодействия. Например, на уровне национальных правительств все тех же государств альянса. Если у НАТО нет единого взгляда на "работу с Россией" (а его, похоже, пока нет), то Россия будет готова это учитывать в будущем. Здесь вопрос в чистой прагматике. В нынешние переменчивые и малостабильные времена уже мало времени на раскачку.

Меняться надо НАТО

Москва уже давно готова к "новым отношениям" с НАТО, но более не видит смысла в "пустоте", которой накачивался Совет Россия-НАТО до сих пор. Это все было похоже на российское "односторонней движение" к сотрудничеству.

Самое главное в том, что все нынешние мировые проблемы объективно подталкивают стороны к взаимодействию и партнерству. Препятствия здесь, если и возникают, то лишь по причине рудиментарных, антисоветских и/или антироссийских настроений на совершенно определенной, восточной половине НАТО.

Медведев предлагает НАТО, не бросаться сразу ни в принятие, ни в отрицание российских предложений. А серьезно подумать над ними. Трансформация из "партнеров поневоле" в просто "партнеров" (о "верных друзьях" говорить никто не собирается) только укрепит способность и НАТО и России влиять на мировую и региональную ситуацию.

Накануне лиссабонской встречи блока два очень влиятельных международных "мозговых треста" - Лондонский Международный институт стратегических исследований и российский Институт современного развития, выпустили обширный доклад о возможных путях развития отношений Москвы и НАТО.

Среди прочего в нем написано вот что: "Более здоровые отношения с Россией необходимы также в контексте сегодняшних приоритетов НАТО, которые включают: разработку разумной и обоснованной стратегии выхода из Афганистана; усиление многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны; решение проблемы распространения ОМУ; предотвращение возникновения новых конфликтов в Евразии; развитие сотрудничества в новых областях, таких, как Арктика, энерго- и кибербезопасность. У НАТО гораздо больше шансов на успех в этих областях при российской поддержке, нежели без нее. Для России исчезновение враждебности в отношениях с НАТО может кардинально улучшить ее отношения с Западом в целом, создавая более благоприятный климат для проведения внутренних реформ".

Участие в европейской ПРО - не самое главное

Мы пока не видели конкретных планов и предложений НАТО по ПРО. Европейская ПРО НАТО и присоединение к ней России - весьма сложная и проблематичная идея. Пока у нее очень уж явная политическая составляющая и мало "профессионального наполнения". Некоторые российские эксперты, в принципе, считают, что она не есть нечто такое, что самым кардинальным образом повлияет на европейскую безопасность.

Если учесть, что НАТО состоит фактически из двух "параллельных вселенных" - США и Европы, то удобнее было бы говорить о ПРО США: чья рука лежит на противоракетной кнопке - того и оборона. Все-таки военные расходы Вашингтона, "неравного партнера" в НАТО составляют на сегодня 710 млрд долларов, а вся Европа тратит на это в три раза меньше - 280 млрд.

Европейская ПРО театра военных действий, о которой пока идет речь, будет стоить примерно 210-230 млн долларов. Учитывая финансовые проблемы в ЕС, для многих вклад в нее будет слишком тяжелым. Что касается американской системы ПРО для Европы, то здесь дело еще труднее. Даже европейские и некоторые американские эксперты признают, что уничтожить потенциальные ядерные ракеты Ирана, как бы цинично это ни звучало, будет гораздо, в сотни раз дешевле, чем строить сложную и дорогую новую конфигурацию ПРО.

Так что вопрос о присоединении России не есть нечто из области либо вступать, либо - катастрофа. Ясно, что "продать участие в ПРО НАТО" Москве попытаются за вовлечение ее в афганские операции НАТО и США. Это не слишком адекватный обмен. Надо постараться "не продешевить". В Афганистане мы уже один раз были. И вышли прямо к распаду СССР.

На саммите будет принята американская программа поэтапного сворачивания военных операций международных сил и вывода войск из Афганистана. Начать планируется уже в следующем году, а окончательно передать контроль над безопасностью в стране афганской армии и полиции в 2014-2015 году.

Эта последняя программа несколько раз корректировалась, и в итоге получила довольно округлые и расплывчатые временные рамки. И, как всегда, довешена множеством оговорок типа "если позволит обстановка", которые открывают такой широкий простор для интерпретаций сроков и их растяжения, что выход и передача могут, по сути, длиться еще многие годы. Что, вероятнее всего и будет. Никому не нужен Афганистан, откатившийся обратно в состояние гражданской войны, "оккупации" движением "Талибан" и/или превратившийся в наркогосударство, свободное от какой-либо ответственности.

В общем, в Лиссабоне будет большой смотр концепций и кое-какой ренессанс в отношениях с Россией. Когда в НАТО запланирован успешный саммит, то это всегда сказывается на его финальных документах: в них появляется много тумана и гуттаперчивости. Но тут уж ничего не поделаешь: успех на международном поприще очень нужен, прежде всего, президенту Обаме, у которого дома республиканцы тормозят "перезагрузку" с Россией и готовы блокировать новый СНВ-3. Провести ее через НАТО может оказаться гораздо легче.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала