Ильгар Велизаде, политолог (Баку), для РИА Новости.
В четверг, 18 ноября, лидеры Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана собрались в Баку на очередной, третий по счету, саммит прикаспийских стран. Главной темой стала безопасность. Именно от решения вопросов, связанных с безопасностью, зависит решение самой главной проблемы в "каспийской повестке" - определении политико-правового статуса Каспийского моря.
Решения, которые принимаются или будут приняты в отношении этого уникального водоема, несомненно, должны учитывать его особенности. Например, возможность установления двух прибрежных зон согласованной ширины: 12-мильная, для осуществления пограничного, таможенного, санитарного и иного контроля; 20-мильная - для рыболовства под флагом соответствующей прибрежной страны.
Для политиков, дипломатов и экспертов Каспийское море давно уже представляет собой настоящий океан проблем, где безбрежные горизонты сотрудничества соседствуют с не менее безбрежными горизонтами проблем.
Среди тревожных тенденций, которые сегодня наблюдаются, следует назвать процесс дальнейшей милитаризации Каспийского моря, проблему сохранения биоразнообразия Каспия, малорезультативность борьбы с браконьерством, высокие риски возникновения в регионе экологических катастроф.
В Баку совместными усилиями в общем и целом завершился процесс согласования принципов безопасности на Каспии. Логическая точка в этом процессе была поставлена на саммите принятием объемлющего соглашения по проблемам общекаспийской безопасности. Есть все основания полагать, что данное соглашение даст возможность наладить многостороннее сотрудничество в противодействие рискам и вызовам в сфере безопасности в прикаспийском регионе - от борьбы с незаконным оборотом компонентов для оружия массового уничтожения до борьбы с наркотиками, браконьерством, захватом судов, людей и т.д.
Однако, говоря на эту тему, нельзя не отметить существующие региональные различия в пределах самого Каспийского моря. Так, ситуация на Севере Каспия и на Юге значительно отличается. Отличительной чертой Северного участка Каспия является то, что Азербайджану, Казахстану и России удалось договориться на юридической основе о принципах взаимодействия. В 2003 году они подписали соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Документ на уровне заместителей министров иностранных дел узаконил (в трехстороннем формате) правовой статус около 60% недр акватории моря.
А вот на Юге развитие диалога упирается, главным образом, в позицию Ирана, выступающего за равнодолевое разделение Каспийского моря.
Если даже теоретически допустить, что позиция Ирана возобладает, то получается, что Россия, Казахстан и Азербайджан должны будут денонсировать ранее подписанные соглашения, что на практике может привести к довольно тяжелым последствиям. Между тем, ситуация требует продолжение диалога, чтобы будущий объемлющий договор по статусу Каспия не приводил к возникновению новых противоречий, а служил устранению существующих.
Каспийский регион давно уже рассматривается как один из перспективных центров экономического роста на планете. Наличие в его пределах огромных запасов углеводородного сырья, интерес к ним со стороны ведущих экономик планеты гарантирует стабильный интерес к региону на протяжении многих десятилетий. Не случайно несколько лет назад Россия выступила с инициативой создания полноценной Организации каспийского экономического сотрудничества.
Несмотря на очевидные преимущества в создании этой организации, не всегда перспективы ее создания оцениваются однозначно. Этому мешают не только противоречия самих прикаспийских государств, но и влияние извне. Каспий, являющийся крупным геополитическим узлом, вызывает оживленный интерес европейских стран, Турции и США. Есть мнения, что внедрение в регион этих крупнейших игроков будет препятствовать распределению ресурсов и разделу Каспийского моря.
Выступая на саммите в Баку, президент России недвусмысленно дал понять, что если страны региона в какой-то момент ослабят взаимодействие, нет сомнений, что каспийскими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач.
С другой стороны, все понимают, что искусственно препятствовать проникновению внешних игроков на каспийский рынок и в каспийский регион малопродуктивно. BP, Shevron, Conoco, Total и другие транснациональные компании давно уже обосновались на местном рынке, и, похоже, надолго. Не секрет, что за ними стоят правительства западных стран, с которыми у многих прикаспийских стран налажен неплохой диалог.
Сегодня задачей, в первую очередь, таких стран как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан является оптимизация присутствия внешних, в том числе и политических игроков в Каспийском регионе. Сделать так, чтобы их присутствие не становилось тормозом для развития собственного сотрудничества прикаспийских стран во всех сферах и направлениях.
Президент Азербайджана в этой связи отметил, что прикаспийские страны не являются конкурентами друг другу в вопросах энергетики. По его словам, созданная Азербайджаном современная инфраструктура для транзита нефтегазовых ресурсов Каспия может быть предоставлена соседним странам.
Со своей стороны президент России Дмитрий Медведев предложил прикаспийским странам подумать о дополнительных обязательствах в сфере сохранения Каспия. Он подчеркнул необходимость соблюдения баланса между деятельностью по нефтедобыче и газодобыче с одной стороны, и природно-охранными мерами - с другой.
По его мнению, достижение этого баланса является одной из ключевых задач, в том числе и в таком чувствительном вопросе, как прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов.
Вряд ли у кого возникли сомнения в том, что за этими словами российского президента чувствуется прямой намек на "Набукко", насчет которого у ряда других прикаспийских стран есть свои соображения. Впрочем, как и по многим другим вопросам "каспийской повестки".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции