Рауф Талышинский, главный редактор азербайджанской газеты "Эхо" в преддверии Форума европейских и азиатских медиа (ФЕАМ 2010) в Киеве рассказал РИА Новости о своем видении современных тенденций в СМИ. Беседовал Дмитрий Романовский.
- С какой позиции вам интересен и полезен ФЕАМ, кроме общения с коллегами?
– Не знаю, как будет с последующими встречами, но с московского форума в прошлом году я увез совершенно новые представления о том, какие возможности открывают перед журналистикой мультимедийные технологии. Кроме того, интересно и полезно было наблюдать реакцию на эти новинки коллег: кто-то не скрывал восхищения, а кто-то смотрел равнодушно, как на что-то давно известное.
- Насколько мультимедийная журналистика развита в Азербайджане?
– Не могу сказать, что она развита, но совершенно очевидно, что развивается. Причины вижу в том, что у людей (во всяком случае, у молодежи) вырабатывается стойкая привычка за новостями идти не к газетному киоску, а в Интернет. Скоро они перестанут включать телевизор. Это ощутимо бьет по тиражам газет, но у СМИ просто нет альтернативы, и приходится следовать за ними.
- Как развитие современных технологий, по-вашему, повлияет на журналистику в целом и судьбу печатных СМИ?
– Думаю, повлияет (и уже влияет) самым драматическим образом. Если говорить об Интернете, то традиционные СМИ испытывают весьма агрессивный натиск блогосферы. Прежде пытавшиеся высокомерно не замечать эту "самодельную журналистику", традиционные СМИ вынуждены были поменять тактику и налаживать сотрудничество с блогерами.
И дело не только в блогерах. Приходится считаться с тем, что комментарии к какой-либо заметке читателей оказываются более интересными, чем ее текст. То есть СМИ поневоле вступают в конкуренцию со своими читателями, что раньше представить себе было просто невозможно. Раньше читатели присылали письма в газету. Одно из 2-3 сотен (по выбору редакции!) печатали, остальные пылились в отделе писем. Теперь читательские комментарии появляются на "полосе" без всякого спросу. А этот многотысячный коллективный читатель всегда умнее автора-одиночки, очень часто компетентнее (обязательно найдутся специалисты) и в большинстве случаев, будучи скрыт ником, он резче автора.
Так что дело даже не в самих новых технологиях, а в том, что они вынуждают пересматривать порядки на самой "кухне" традиционных СМИ.
