Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
В скором времени систему работы пригородных электричек ждут серьезные перемены. Причем, такие, что повышение тарифов, которое в январе 2010 года возмутило население и привело к судебным разбирательствам, покажется детской шалостью. Пассажиров, скорее всего, ждет не только очередной рост стоимости билетов на проезд в электричке, но и, возможно, поиск альтернативного вида транспорта, поскольку часть электричек может быть просто отменена.
РЖД откажется оплачивать проезд пассажиров
По действующему законодательству, тарифы на проезд в электричках устанавливают региональные власти. Если тарифы ниже себестоимости перевозки, то субъект федерации должен компенсировать РЖД убытки от перевозки пассажиров. В 2010 году убытки, по словам начальника центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максима Шнейдера, составят 35 млрд рублей. При этом в бюджетах субъектов РФ на компенсацию долгов железнодорожникам заложено менее 10% от этой суммы – 3 млрд рублей. Получается, что большинство россиян ездит по тарифам ниже себестоимости за счет железных дорог.
РЖД компенсирует убыточные пригородные перевозки за счет перекрестного субсидирования: доходами от рентабельных грузовых перевозок монополия покрывает убытки от пригородных перевозок. С 1 января 2011 года перекрестное субсидирование электричек за счет грузовых перевозок будет прекращено.
Вся пригородная железнодорожная сеть будет обслуживаться 26-ю пригородными пассажирскими компаниями (ППК). В создании таких компаний участвуют региональные власти и структуры РЖД. ППК будут заключать с РЖД договор на пользование инфраструктурой и подвижным составом. Поскольку ППК будут выделены из структуры монополии, то их стопроцентное финансирование станет головной болью региональных властей.
Региональные бюджеты в поисках денег
Это означает, что властям субъектов придется найти в бюджете дополнительные средства на финансирование пригородных электричек. По данным исследования Института социальной политики и социально- экономических программ ГУ-ВШЭ, в результате семь из 73 регионов, где есть пригородный железнодорожный транспорт, получат дефицитную «дыру» в региональном бюджете. В 13 субъектах федерации необходимость оплачивать услуги по перевозке пассажиров в электропоездах приведет к увеличению размера дефицита более чем на 20%.
Если региональные власти не смогут найти нужные суммы в бюджете для расчета с перевозчиками, то им придется выбирать: либо сокращать объем получаемых от ППК услуг, либо повышать стоимость проезда.
В первом случае результатом станет сокращение числа электропоездов или даже отказ от пригородного железнодорожного сообщения по некоторым направлениям. Эта мера станет ударом для значительного числа пассажиров. По данным ВЦИОМ, 15% жителей Подмосковья и 6% - Ленинградской области пользуются электричками ежедневно. При этом об отсутствии возможности добраться до пункта назначения каким-либо другим транспортом, кроме электрички, заявили 39% респондентов Новосибирской области и от 21% до 30% - Московской, Свердловской и Ленинградской областях.
«Зайцев» станет больше
Альтернативой сокращению количества электричек или их полной отмене на некоторых направлениям станет увеличение цены билета.
С 1 января 2010 года стоимость билета в пригородном железнодорожном транспорте по некоторым направлениям в московском регионе выросла в три раза. Цена за проезд в одной зоне увеличилась с 14 до 16,5 рублей. При этом при пересечении границы города и области цена билета увеличивалась еще на 26 рублей – именно такой была стоимость проезда по городу.
Поскольку, по данным ВЦИОМ, примерно для четверти пассажиров серьезным аргументом в пользу поездки на электричке является относительно невысокая цена билета, они либо попытаются пересесть на автобус (что вряд ли дешевле), либо будут ездить «зайцами». По оценке президента РЖД Владимира Якунина, сейчас до 30% пассажиров пригородных поездов в России не оплачивают свой проезд. Перевозчики не могут эффективно бороться с ними и уменьшить количество безбилетников.
На сколько может подорожать проезд в электричках? По прогнозам РЖД в 2011 году ожидаемые доходы компаний, занимающихся пригородными перевозками, могут составить 40 млрд рублей, а расходы – 80 млрд рублей. По поручению правительства Минфин выделит в помощь региональным бюджетам еще 25 млрд рублей (на эти деньги претендуют 65 регионов). Оставшиеся 15 млрд рублей – это потенциал для повышения стоимости билетов на электрички.
По словам гендиректора Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Александра Кузьмина, к концу ноября ЦППК договорится с властями Москвы и Московской области о размере тарифов за перевозку пассажиров. Но уже ясно, что платить гражданам придется больше. В августе 2010 года начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых говорил, что тариф на проезд в электричках в Московской области в 2011 году может увеличиться в полтора раза - до 25 рублей в пределах одной зоны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции