МОСКВА, 14 ноя - РИА Новости. Гран-при Абу-Даби, прошедший в воскресенье, поставил точку в очередном чемпионате "Формулы-1", который завершился весьма неожиданным триумфом Себастьяна Феттеля при самом непосредственном участии российского пилота "Рено" Виталия Петрова.
Немец, ставший самым молодым чемпионом в истории "Ф-1", отнюдь не считался фаворитом в борьбе за титул до старта до гонки, однако ошибки стратегов "Феррари" и безошибочное пилотирование россиянина не позволили испанцу Фернандо Алонсо оформить третье чемпионство. Петров же заработал неофициальный титул лучшего новичка сезона-2010, хотя стабильностью по ходу чемпионата не блистал и львиную долю очков заработал в двух гонках - в Венгрии и Абу-Даби.
Триумф "Красных быков"
До последнего старта на чемпионский титул претендовали сразу четыре гонщика, причем два из них - пилоты "Ред Булл". Эта команда еще в Бразилии обеспечила себе победу в Кубке конструкторов, набрав 498 очков и значительно опередив ближайшего преследователя - "Макларен".
За свою недолгую историю, которая насчитывает всего пять лет, "красные быки" еще ни разу не были триумфаторами в "Формуле-1". В сезоне-2010 команда оформила дубль. 23-летний немец Себастьян Феттель оказался самым быстрым и удачливым из той четверки, которая сохраняла шансы на титул к финальному Гран-при. Причем перед стартом он был лишь третьим в общем зачете. Но все сошлось очень удачно для него и его команды: сам Феттель занял первое место на подиуме, Льюис Хэмилтон - второе, Фернандо Алонсо финишировал лишь седьмым, а Марк Уэббер - сразу позади испанца.
Феттель стал самым молодым чемпионом в истории "Королевских гонок", и вторым немцем-триумфатором - после легендарного Михаэля Шумахера.
"Я очень рад раз него, потому что мы друзья. Год был тяжелым для него, он пережил спады и подъемы, причиной которых были скорее механические проблемы, чем гоночные. Поэтому он действительно заслужил победу. Себастьян - замечательный пилот, фантастический парень, я более чем счастлив за него", - сказал после решающей гонки семикратный чемпион мира.
Стоя на пьедестале, "Бэби Шуми" (именно так ласково называют молодого немца болельщики) едва сдерживал слезы - он до последнего не верил в свою победу.
"Это невероятно. Вчера я лег спать и все время думал о гонке, о том, что может случиться. Я ничего не знал о ходе гонки. Последние десять кругов мой гоночный инженер говорил о том, что главное не сойти с дистанции. Я задавался вопросом, почему он так нервничал", - признался Феттель.
"Это очень знаковый и красивый сезон. Он показал, что и Михаэль Шумахер - не бог в "Формуле-1", и даже неопытные молодые пилоты, как Виталий Петров, на хорошей машине способны бороться с топ-командами. Произошло полное стирание стереотипов, и были похоронены идолы, которые существовали в "Королевских гонках" до сих пор", - подвел итог 61-го чемпионата "Формулы-1" один из самых титулованных российских гонщиков Алексей Васильев.
Дебют "Выборгской ракеты"
Первый чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула-1" прошел еще в 1950 году. И более чем за полвека в "Королевских гонках" ни разу не было российского пилота. Все изменил уроженец северного города Выборг Виталий Петров. Гонщик с типично русскими именем и фамилией стал первым представителем отечественного автоспорта в самой престижной автогоночной серии мира.
Дорогу в "Большие призы" Петров прокладывал через серию GP2, которая в России не пользуется особенной популярностью. Но именно в "школе "Формулы-1", как часто называют этот класс автогонок, россиянин всерьез заявил о себе, заняв в 2009 году второе место в чемпионате. А 31 января гонщик подписал контракт с французской командой "Рено" по схеме "1+2".
"Я очень горд, что нахожусь здесь, и хочу выполнить свою работу как можно лучше. Когда начнутся тесты, мы сможем понять, насколько наша R30 быстра в сравнении с машинами соперников. До этого ставить цели слишком рано, и все, что могу сказать - постараюсь держаться как можно ближе к Роберту (Кубице, первому пилоту "Рено") и надеюсь, смогу регулярно приносить команде очки", - сказал после подписания контракта Петров.
Но "регулярно набирать очки" и "держаться поближе к Роберту" у россиянина в дебютном сезоне не очень получилось. Хотя 27 очков и 13-е место в чемпионате позволили "Выборгской ракете" стать лучшим новичком сезона. "Виталий попал в одну из топовых команд, а неопытному пилоту оказаться за рулем болида такой команды - значит, привлечь дополнительное внимание и навлечь и тучи, и все, что только можно. Из-за высокого уровня команды Виталию пришлось очень быстро наращивать свои знания, по ходу вникать в ситуацию и адаптироваться в новых условиях. У него не было времени на раскачку", - сказала менеджер Петрова Оксана Косаченко.
В начале сезона сам Петров подтвердил в интервью РИА Новости, что в его договоре с "Рено" прописано условие - набрать к концу чемпионата не менее 25% очков от результата его напарника Роберта Кубицы. В активе поляка в итоге 136 очков, и формально россиянин не дотянулся до поставленной планки. Но гонки в Венгрии (5-е место) и Абу-Даби (6-е) несколько перекрывают нестабильность Петрова и пять сходов по ходу чемпионата.
"Виталий Петров - очень достойный пилот. Я горжусь, что он представляет Россию на мировых трассах. Ему удалось в конце сезона показать, что он способен выступать без лишних нервов, хладнокровно. Он вытерпел тот прессинг, который на него оказывали в России. Ведь все россияне в последнее время много его критиковали и перестали в него верить. Но он доказал этим миллионам недоброжелателей, что он профессионал", - сказал Алексей Васильев.
Россиянин даже отчасти повлиял на судьбу чемпионского титула. На Гран-при Абу-Даби главный претендент на титул Фернандо Алонсо провел практически всю гонку позади Петрова и финишировал только седьмым. Если бы испанец прошел Петрова и его напарника по команде Кубицу, то мог бы дотянуться и до третьего чемпионства в карьере.
"Теперь и у Алонсо, и у "Феррари" будет большая нелюбовь к "Рено", а к русским - подавно. Виталик выстоял, заставил Алонсо нервничать и совершать ошибки", - заявил Васильев.
"У меня было долгое сражение с Фернандо Алонсо, но машина была очень быстра на прямых, поэтому мне удавалось контролировать ситуацию. Он мог пойти в обгон, тогда я бы постарался избежать контакта, но этого не случилось. Я пришел в "Формулу-1", чтобы бороться в каждой гонке с любым пилотом. Думаю, что в Абу-Даби я это доказал", - сказал Петров.
Возвращение "Красного барона"
Самый успешный пилот за всю историю автоспорта, семикратный чемпион мира в классе "Формула-1" Михаэль Шумахер после трехлетнего перерыва вернулся за руль. Шуми мог возобновить выступления в "Королевских гонках" и годом ранее, но проблемы с шеей после падения с мотоцикла отложили возвращение легенды на трассу.
"До недавнего времени я был абсолютно уверен, что в "Феррари" завершил свою гоночную карьеру. Но иногда все меняется внезапно и непредсказуемо. Вдруг условия стали совсем иными. В такие моменты необходимо пересмотреть принятые решения. И если честно, то невозможность возвращения в прошлом году стала причиной пересмотра ситуации. Я сам удивился, как быстро и как сильно я снова начал думать о гонках, я полон свежей энергии и сил", - сказал после подписания контракта с "Мерседесом" Шумахер.
Трехлетний контракт семикратного чемпиона мира с немецкой командой стал причиной недовольства болельщиков "Феррари" и итальянских журналистов. Издание Tuttosport даже открыто написало о том, что "в рядах болельщиков заговорили о предательстве". Бывшая команда "Красного барона", в которой он провел 14 лет (11 лет в качестве основного пилота и три года в роли советника и тест-пилота) и завоевал пять чемпионских титулов, отреагировала на известие очень сдержанно.
"Когда "тиффози" узнали о подписании Михаэлем контракта с "Мерседесом", то засыпали сайт Скудерии просьбами разъяснить эту ситуацию. Мы желаем ему всего наилучшего. Теперь он наш конкурент, и мы сделаем все, чтобы опередить его, так же, как и всех остальных", - сообщалось в официальном сообщении итальянской команды.
Но в сезоне-2010 Шумахер не смог составить конкуренцию "Феррари" и "Ред Булл" в борьбе за титул. Семикратный чемпион ни разу за сезон даже не поднялся на подиум, а о победах речи вообще не было. В активе легендарного немца всего 72 очка и девятое место в чемпионате. Напарник Шуми Нико Росберг закончил сезон на две строчки выше своего более именитого соотечественника, заработав 136 очков. Молодой немец регулярно опережал ветерана в квалификациях, к чему Шумахер вряд ли привык.
По ходу сезона даже ходили слухи о досрочном расторжении контракта и второй отставке "Красного барона", однако официального подтверждения эта информация не получила. Глава немецкой команды Росс Браун объяснял результаты Михаэля затянувшейся адаптацией к шинам и признавал, что в этом году болид "Мерседеса" получился не самым конкурентоспособным. Впрочем, тех болельщиков, которые не знакомы с техническими тонкостями "Ф-1", такое объяснение может и не устроить. Как бы то ни было, вторая карьера Шумахера пока "пробуксовывает", и 2011 год в какой-то степени станет для него моментом истины.