Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
У нее есть удивительная черта - она умеет быть современной той эпохе, в которой живет. Речь о народной артистке СССР Людмиле Гурченко, которой 12 ноября исполняется 75 лет.
Все они марионетки в ловких и натруженных руках
Киноактеры были и остаются очень зависимыми людьми. От своего типажа, от капризного режиссера, от модной конъюнктуры. Современные сериалы и современное кино, где главным человеком выступает продюсер, превратили подавляющее большинство исполнителей в рабочих гигантского съемочного конвейера. Такое сейчас время - жесткое и высокотехнологическое.
С другой стороны, есть актрисы, фильмы с которыми - памятник тому времени, в котором блистали эти исполнительницы. Например, Светлана Савелова с ее главной ролью в лирической комедии «Семь стариков и одна девушка» - это 1960-ые годы. Галина Беляева со звездной ролью в драме «Мой ласковый и нежный зверь» - это уже 1970-ые. 1980-е годы - это, пожалуй, Александра Аасмяэ с ее Аленушкой из «Чародеев» и эксцентричной певицей Дианой в «Человеке с бульвара Капуцинов». Есть актрисы, что запомнились зрителю в каком-нибудь жестком амплуа. Как, например, Татьяна Пельтцер - пожалуй, самая знаменитая кинобабушка советского кино.
С Гурченко же - совсем иной случай. Да, ее очаровательная Леночка Крылова из «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова уже давно символ советского кино начального периода хрущевской оттепели. Однако эта роль стала лишь стартом яркой карьеры, которая продолжается и до сих пор.
Любопытно, что через много лет Гурченко сыграла саму себя в комедийном фильме «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».
Ничего не забыла
В чем причина такого завидного творческого долголетия? Думаю, что их несколько. Актриса никогда не была хрупкой игрушкой в руках того или иного маститого постановщика. Характер не тот. А он ковался в далеком детстве, когда 6-летняя Люся после вступления фашистов осенью 1941 года в ее родной Харьков оказалась свидетельницей зверств, творимых оккупантами.
Через много лет она написала об увиденном: «первый раз я еще ничего не знала. Я не знала, что такое «казнь через повешение». И смотрела на все с интересом. Тогда мне стало нехорошо. Что-то снизу поднялось к горлу, поплыло перед глазами. Чуть не упала. Потом я уже все знала...
Я боялась повторения того состояния. Я уткнулась лицом в мамин живот, но вдруг почувствовала, как что-то холодное и острое впивается мне в подбородок. Резким движением мое лицо было развернуто к виселице. Смотри! Запоминай! Эти красивые гибкие плетки, похожие на театральный стек, мне часто потом приходилось видеть. Их носили офицеры… Я все впитывала и ничего не забыла. Я даже разучилась плакать. На это не было сил. Тогда я росла и взрослела не по дням, а по часам».
Отечественная Марлен Дитрих
Но одного лишь сильного характера для того, чтобы постоянно быть интересным и режиссерам и зрителям, мало. Нужна еще колоссальная работоспособность и, конечно, талант. Причем талант весьма разносторонний.
Вот основные слагаемые успеха актрисы, которая могла бы сказать и о себе словами главной героини музыкального фильма «Рецепт ее молодости» Эмили Марти: «Была я и Екатериной Мышкиной, и Эльзой Мюллер, и еще Бог весть кем».
Это миф, что после «Карнавальной ночи» Гурченко надолго перестала сниматься в кино. Мол, из-за того, что отвергла приставания не то известного кинорежиссера, не то влиятельного чиновника из Госкино. На самом деле, в ее «багаже» практически нет ни одного года, когда бы она не была занята в той или иной ленте. А чаще всего, и не в одной.
Ее иногда сравнивают с Марлен Дитрих, и доля истины в этом есть. Как и ее знаменитая голливудская коллега, Гурченко - актриса универсальная.
В свое время известные театральные режиссеры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров считали, что будущее именно за такими «синтетическими» артистами. Владеющими приемами эстрадного исполнителя и при этом обладающих способностями драматического мастера перевоплощений.
От комедии до драмы
Она из тех, кто никогда не теряется в большом актерском составе. Таким был Владимир Высоцкий, таков Армен Джигарханян, такой остается и Людмила Гурченко. С первых же киноролей она заявила о себе, как об актрисе яркой, эффектной, не чуждой театрального гротеска, а самое главное - музыкальной, купающейся в бенефисных ролях самых разных комедий и мюзиклов. Достаточно вспомнить такие популярные ленты с ее участием, как «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Мама» и тот же «Рецепт ее молодости». Не говоря уже о музыкальном телефильме «Бенефис Людмилы Гурченко», где она сыграла около двадцати персонажей - от разбойницы до белошвейки.
Однако она намного интереснее в серьезных и глубоких ролях. Там, где приглушает в себе яркое, внешнее и вытаскивает то, что когда-то пережила.
Такова ее Соня Быстрова, юная девушка из блокадного Ленинграда в ленте «Балтийское небо», одна растящая 9-летнего братишку. Такова Ника из «Двадцати дней без войны», несчастная костюмерша из эвакуированного театра, переживающая вспыхнувшую любовь к приехавшему на побывку в Ташкент военному корреспонденту. И конечно, Тамара Васильевна из «Пяти вечеров», одинокая женщина, внезапно встретившая любимого человека, с которым ее разлучила война.
Не случайно этот пронзительный фильм по мотивам пьесы Александра Володина многими считается одним из лучших в творчестве режиссера Никиты Михалкова. Большая заслуга в этом и исполнительницы главной роли.
Она по-прежнему активно снимается. В кино и на телевидении. А еще активно концертирует, записывает песни и пишет книги. Талантливый человек талантлив во всем.
Мнение автора может не совпадатьс позицией редакции