Тамара Бараненкова
В ММСИ открылась первая в России персональная выставка Ральфа Касперса, выходца дюссельдорфской школы концептуальной фотографии, откуда "родом" такие знаменитости, как Бернд и Хилла Бехер или Андреас Гурский. На выставке фотографа, у которого два рабочих инструмента, камера и компьютер, можно по-новому взглянуть на Красную площадь, токийскую биржу и африканскую саванну. А также попробовать понять, где миллион евро, а где водка и черная икра.
У модного и на Западе, и в России "концептуализма" множество форм. В случае с Ральфом Касперсом главное - ювелирная техническая работа с изображением до тех пор, пока оно не приобрет нужный ритм, геометрию, форму и смысл. Поэтому не то что поменять цвета, сделав их более холодными или выразительными, или убрать-передвинуть на снимке людей, - фотографу ничего не стоит "пририсовать" гигантскую луну или Ноев ковчег, или выстроить в геометрически идеальные линии мух или личинок, или вытянуть в длину Кремлевскую стену, превратив стоящих у нее людей почти в муравьев, или "размножить" золотые слитки. Все зависит от идеи художника.
Все это помножено на гигантские размеры отпечатков, поэтому смотреть работы Касперса на экране компьютера - дело почти бессмысленное. Именно "вживую" его фотографии производят впечатление монументальности, возникающее независимо от того, идет речь о похожей на Колизей арене Лужников, напоминающей иллюстрацию к Ветхому завету африканской саванне или просто пачке денег.
"Это ни в коем случае не фотографии, растянутые в пространстве до огромных размеров: все свои снимки Касперс изначально делает именно под такой формат, - рассказал РИА Новости Владимир Фролов, чья галерея привезла работы фотографа в Москву. - Это важная часть художественного замысла, художественного мира фотографа. В каждом снимке – тщательная, скрупулезная проработка пространства миллиметр за миллиметром – до тех пор, пока фотография не приобретает нужное художнику состояние".
Как правило, "состояние" это кардинально отличается от того, каким предмет обладал первоначально. На снимках Касперса - игра с реальностью или уход от нее. Его объекты часто низводятся до рефлексий на тему самих себя, открываются с другой стороны и избавляются от "жизненных" и документальных смыслов. Например, одна из самых знаменитых работ Касперса (ее на выставке, правда, нет) – "Документ F321", на котором потрёпанный временем отчёт о немецких концлагерях превращается в почти абстрактный феномен.
Выставка Ральфа Касперса "Фотография" продлится до 12 декабря.