МОСКВА, 3 ноя - РИА Новости. Принудительные методы лечения от наркозависимости должны представлять из себя различные формы мотивации к лечению, а не репрессии, считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт в сфере борьбы с наркоманией Юрий Крупнов.
Свердловский областной суд в среду отменил приговор главе нижнетагильского фонда "Город без наркотиков" Егору Бычкову, осужденному на три с половиной года лишения свободы за похищение наркозависимых людей для прохождения реабилитации, и заменил его условным сроком в два с половиной года. Дзержинский районный суд Нижнего Тагила в октябре признал 23-летнего Бычкова виновным в похищении людей и незаконном лишении свободы. Гособвинение требовало приговорить его к 12 годам лишения свободы. По версии следствия, Бычков похищал наркоманов и заставлял их проходить реабилитацию в "Городе без наркотиков", при этом истязал их и морил голодом. Потерпевшими по делу изначально проходили около десяти человек, а к концу процесса остались четверо. Впоследствии обвинения в истязаниях были сняты.
По мнению эксперта, дело Бычкова наглядно продемонстрировало, что нужно доработать существующие методы принуждения к лечению от наркозавимости и выработать новые подходы.
"Механизм принуждения к лечению от наркозависимости - это очень тонкая вещь. Даже сегодня можно привлечь к административной ответственности человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения, в рамках Административного кодекса. Также сегодня существует понятие принудительного лечения и недобровольной госпитализации, но это все очень криво прописано. То есть нормы есть, но проблема в том, что они непрямого действия и не доведены до определения по наркозависимым, а прописаны более абстрактно: "люди, находящиеся в сложном состоянии". Поэтому здесь требуется серьезная доработка уже существующих механизмов", - сказал Крупнов РИА Новости в среду, комментируя приговор суда главе нижнетагильского центра.
Далее, по его словам, нужно ставить вопрос о наркосудах, а также восстановить статьи УК о принудительном лечении лиц, совершивших преступление в состоянии наркотического опьянения. При этом Крупнов отметил, что "государство должно задуматься, кто изъял эти статьи из Уголовного кодекса и с какой целью".
По мнению эксперта, "самый разумный подход к этой проблеме высказывает председатель Государственного антинаркотического комитета Виктор Иванов, который считает, что, говоря о принудительных механизмах лечения, нужно, в первую очередь, думать о способах мотивации к лечению".
"На самом деле слово "принудительно" всех, в общем-то, путает. Потому что мы видим за этим репрессии, а реально мы должны понимать, что речь идет о формировании мотивации на лечение всеми возможными способами. Для этого надо работать с наркозависимыми. Ведь сегодня наркоман просто никому не нужен. Иногда даже отчаявшимся родителям. Но в этом смысле должна быть создана специализированная сеть работы с наркозависимыми", - подчеркнул Крупнов.
В качестве примера он привел работу, которая ведется в Ханты-Мансийском автономном округе. "На конференции в Нижневартовске был озвучен очень интересный опыт системы социальной защиты, где участковые социальные работники, по сути, выявляют наркоманов и мягко влияют на решение самого наркозависимого и его семьи выбраться из этой беды. Это должна быть тонкая работа. Должна быть создана целостная система антинаркотической безопасности и социальной реабилитации", - заключил эксперт.