Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
20 лет назад произошло первое смертоносное столкновение приднестровской войны. Хотя этот конфликт западные СМИ вот уже два десятилетия подают как борьбу демократической Молдовы с «советской диктатурой» Приднестровья, первая кровь пролилась с приднестровской стороны. Причем это произошло при самых неблагоприятных с точки зрения соблюдения прав человека обстоятельствах. 2 ноября 1990 в приднестровском городе Дубоссары молдавская милиция с применением огнестрельного оружия разогнала митинг протеста против ввода в город сил молдавского МВД. Под пулями погибли трое приднестровцев – участников митинга. Потом, в 1992 году, этот конфликт перерос в настоящую войну, стоившую жизни более чем тысяче человек.
Мнение большинства местного населения сводится к тому, что войну вели не два народа, а перессорившееся начальство двух вдруг возникших независимых государств. Формально Приднестровье оказывается даже «старше» независимой Молдовы, поскольку декларация о его суверенитете была принята в сентябре 1990 года. Из-за этой декларации, принятой в ответ на рост молдавского национализма и разговоры о присоединении к Румынии в конце 80-х, и начался весь сыр-бор в Дубоссарах. Смелое по отношению к собственному народу, но опасавшееся Москвы, молдавское руководство объявило бывшую Молдавскую ССР полностью независимой только после поражения августовского путча 1991 года в Москве, почти через год после первого пролития крови.
О том, что два народа на самом деле не поссорились насмерть, говорит тот факт, что сегодня приднестровцы и жители «правобережной» Молдавии свободно ездят друг к другу, не составляет большой проблемы и оформление документов. Но бессменный лидер Приднестровья Игорь Смирнов и сменяющие друг друга молдавские лидеры по-прежнему не могут наладить отношения, хотя недавно и садились за один стол переговоров в Москве, при посредничестве российского президента Дмитрия Медведева. «Я уверен, что проблема Приднестровья абсолютно решаема», - прокомментировал эту встречу Дмитрий Медведев.
Почему мир отодвигается?
Основная причина периодической пробуксовки переговорного процесса, в последний раз остановившегося еще в феврале 2006 года, - амбиции двух сторон. Опасения приднестровцев 1990-1992 гг. в отношении присоединения Молдовы к Румынии не оправдались: молдавское руководство слишком амбициозно, чтобы добровольно отдать власть стране, частью которой контролируемая им территория была до 1939 года. Но амбиции не позволяют ему и признать самостоятельную политическую роль маленького Приднестровья, до 1939 года бывшего частью Украинской ССР. Итогом стал тупик.
Вторая причина пробуксовки переговоров – черно-белый взгляд на приднестровскую проблему некоторых участников урегулирования, проходящего по формуле 5+2 (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ плюс ЕС и США в качестве наблюдателей).
ЕС, США и руководство ОБСЕ не делают секрета из своего негативного отношения к приднестровскому режиму и подозрительного отношения к России. Это стало причиной срыва в 2002 году «плана Козака», названного так по имени российского переговорщика Дмитрия Козака.
Вопреки установившейся на Западе точке зрения, в 2002 году Россия действовала практически в интересах Молдавии, но недоверие западных партнеров к России было слишком велико, чтобы позволить Кремлю получить лавры миротворца.
Кто виноват?
Конечно, созданное Игорем Смирновым и его единомышленниками на левом берегу Днестра государственное образование трудно назвать земным раем. Население, составляющее 521 тысячу человек, неуклонно сокращается. Самое печальное, что уезжают самые трудоспособные люди, - на заработки в Россию и страны ЕС. В не признанной никем стране трудно иметь демократию, трудно создавать и функционирующую на основах прозрачности экономику.
Создаваемый западными СМИ стереотип Приднестровья как «центра контрабанды и теневой экономики» имел бы право на существование, если бы сопровождался объяснением: а как еще можно выжить в поставленной вне закона стране?
В 2006 году тогдашний молдавский лидер Воронин и незабвенный украинский президент Виктор Ющенко объявили Приднестровью экономическую блокаду, поскольку поступающие в Приднестровье товары не имеют отметки кишиневской таможни. Интересно, как поддержавшие Ющенко и Воронина главы западных государств отнеслись бы к идее допускать в Косово только те товары, которые имеют штемпель белградской таможни? Ситуация ведь абсолютно аналогичная. И куда делись столь любимые Ющенко и чиновниками ЕС права человека, когда в ПМР не хотели допускать даже детское питание, которое пришлось завозить гуманитарными конвоями из России?
Бесконечный тупик?
Через несколько месяцев после своего объявления в 2006 году блокада прекратилась – не в последнюю очередь потому, что она била и по экономическим интересам Украины, Молдавии и Румынии. Но признания очевидного факта – что на территории бывшей Молдавской ССР живут люди разных языков, разной истории, разных экономических формаций – со стороны Запада все не происходит и не происходит. «Добро» должно победить «зло», причем желательно – с «сухим» счетом. Раздаются все те же требования о выводе российских миротворцев, об «уважении суверенитета Молдовы». Все то же черно-белое видение: хорошая европейская Молдова против противной советской ПМР и ее российских союзников.
Интересно, что когда в 1992 гг. российская 14-я армия под командованием генерала Лебедя прервала конфликт, это вызвало вздох облегчения во всей Европе – хоть как-то, но кровопролитие прекратилось. Некоторые войны в Европе забывают быстро. А зря.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции