Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
29 октября 2010 года на воду был спущен головной фрегат нового проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – первый российский крупный боевой корабль, спроектированный, заложенный и спущенный на воду после распада СССР.
Кораблестроительная программа для ВМФ России постепенно начинает раскручиваться – в постройке и в планах находится уже достаточно большое число кораблей и лодок для того, чтобы представить себе облик отечественного флота через 10-15-20 лет. На что он будет похож?
Прежде чем начинать разговор о кораблях и подводных лодках, стоит отметить общую для развития ВМФ тенденцию, в корне отличающуюся от ВМФ СССР 30-35 летней давности.
Речь идет о максимальной унификации новых проектов кораблей и ПЛ на основе «базовых платформ», которые дополняются необходимыми модулями со стандартизированным оборудованием в зависимости от того, какую задачу будет выполнять новый боевой корабль.
Это касается и подводного флота, где прочные корпуса нового ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) и новой многоцелевой лодки собираются из унифицированных секций. Лодки имеют единую энергетическую установку, близкий состав гидроакустического и радиоэлектронного вооружения, и различаются по сути лишь основным вооружением: если у РПКСН это пусковые установки баллистических ракет «Булава», то у многоцелевой лодки – универсальная пусковая установка для запуска крылатых ракет разных типов.
То же самое касается и надводных кораблей, которые сегодня создаются с использованием унифицированных элементов: энергетических установок, пусковых установок, радиоэлектронного вооружения и так далее. Необходимость подобной унификации была осознана в СССР к началу 80-х годов, когда огромный советский флот представлял собой сборище разнотипных кораблей, и ПЛ строившихся небольшими сериями и имевших кардинальные отличия по вооружению и оборудованию. Это крайне затрудняло обслуживание кораблей, ремонт, снабжение, подготовку экипажей и т.д. В 80-е годы началось создание унифицированных проектов, которые должны были бы преобразить флот к середине 90- началу 2000-х годов, но в силу известных причин эти планы не удалось реализовать.
России достался резко сокращенный в размерах, но оставшийся прежним по сути ВМФ СССР, который трудно было обслуживать и еще труднее использовать в новых условиях. В 2000-е годы формирование нового облика флота началось заново.
Подводные силы – основа ВМФ
Основой морской мощи России по-прежнему остается подводный флот, он же сохранит эту роль и в будущем – так считают не только эксперты, но и высокопоставленные чиновники военного ведомства. Прежде всего, это относится к стратегическим ядерным силам, которые в перспективе должны стать важнейшей частью ядерной триады, несущей до половины (700-750) ядерных зарядов, а то и более, из тех 1500 что должна сохранить Россия к концу 2010-х годов. Если не считать экспериментальные субмарины и лодки специального назначения, традиционно окутанные завесой секретности, то подводный флот России в ближайшие годы будет получать два типа атомных лодок и два типа дизель-электрических субмарин, которые в последнее время, по мере распространения новых видов энергетических установок все чаще называются НАПЛ – неатомные подводные лодки.
Основу стратегических сил должны составить 8 ракетоносцев проекта 955, первый из которых уже проходит испытания, еще три строятся, а четыре должны быть заложены в ближайшие пять-шесть лет. Успех этого проекта зависит от того, как быстро завершит испытания и будет принята на вооружение баллистическая ракета «Булава». Пристальное внимание, которое сейчас уделяется этой проблеме, позволяет надеяться, что организационные проблемы, препятствующие доводке ракеты, удастся разрешить в приемлемый срок.
Основными многоцелевыми лодками ВМФ России в ближайшие десятилетия будут АПЛ проекта 885 «Ясень»: головная лодка этого типа, «Северодвинск» была спущена на воду летом 2010 года. Эти тяжеловооруженные и весьма дорогостоящие субмарины должны заменить в ближайшие 15 лет три типа лодок – проекты 671, 945 и 949А советской постройки (всего 15 единиц).
Затем, уже после 2025 года, видимо, они заменят и постепенно стареющие субмарины 971 проекта (12 единиц). На сегодня в постройке находится еще одна субмарина проекта 885, и по различной информации в ближайшие 6-7 лет будут заложены еще 6 таких лодок, а всего до 2025 года возможна постройка 10-12 «Ясеней».
В прессе неоднократно высказывалось мнение, что проект 885 является избыточным для российского флота в силу высокой стоимости субмарин, и России следует взять пример с США, где от амбициозного проекта SSN-21 «Си Вулф», также как и проект 885 рожденного под занавес Холодной войны, флот перешел к строительству намного более скромных по размерам и ТТХ АПЛ типа «Вирджиния».
В нынешних российских условиях создание нового проекта лодки очевидно само по себе сочтено слишком рискованным и дорогим вариантом, поэтому строительство «Ясеней» будет продолжаться параллельно с их усовершенствованием.
В неатомном подплаве ситуация выглядит иначе: обжегшись на создании нового типа лодок – проект 677 «Лада», флот, столкнувшись с резким старением имеющихся дизельных субмарин проекта 877 «Палтус», вынужден был вернуться к заказу усовершенствованных вариантов «Палтуса» - лодок проекта 636М. Головная лодка этого типа для Черноморского флота уже заложена в августе 2010 года. В результате в наступающем десятилетии флот будет менять старые «Палтусы» на усовершенствованные, параллельно продолжая доводку «Лады». Представляется реальным, что к 2020 году ВМФ России будет располагать примерно 4-5 «Ладами», 9-12 усовершенствованными и 5-6 старыми «Палтусами».
Надводный флот: восстановление
ВМФ России в целом находится в критической ситуации, но надводный выделяется даже на общем фоне.
Не имея даже тех небольших пополнений и средств на модернизацию имеющихся кораблей, что выпали за прошедшие 20 лет на долю подплава, отечественный надводный флот устарел и нуждается в замене практически полностью.
На сегодня руководство военного ведомства следует весьма осторожной, и как представляется, верной стратегии, при которой воссоздание надводного флота идет снизу – от малых и относительно дешевых кораблей к более крупным, сложным и дорогостоящим. Так, первым серийным проектом для обновленного ВМФ стал корвет проекта 20380 (головной корабль уже вошел в строй, еще один спущен на воду и три находятся в постройке). Вслед за корветами было начато строительство кораблей океанской зоны.
Ими стали фрегаты проекта 22350 – первые, как указано выше, отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху. Однако уже после начала строительства новых фрегатов стало ясно, что обновление флота за счет этих сложных и дорогостоящих кораблей рискует затянуться, в результате чего было принято решение ускорить процесс, заложив параллельно с новыми фрегатами серию кораблей проекта 11356, уже освоенных отечественной промышленностью на экспортных заказах для Индии.
Эти фрегаты должны быть унифицированы с кораблями нового поколения по оборудованию и основным комплексам вооружения, что сведет различия между ними к минимуму. Предполагается, что в ближайшие 10 лет в строй должны войти порядка 8 фрегатов нового поколения и примерно столько же кораблей проекта 11356, а всего в ближайшие 20 лет Россия должна получить до 30 кораблей класса фрегат и примерно столько же корветов.
Вслед за фрегатами должна прийти очередь кораблей первого ранга: известно, что в России завершаются работы по созданию проекта эсминца нового поколения. Этот корабль, водоизмещением около 10.000 тонн также предполагается оснащать едиными для всего надводного флота универсальными пусковыми установками, стандартной боевой информационно-управляющей системой и прочим стандартизированным оборудованием. Это трио – корвет, фрегат, эсминец нового поколения должны составить основу мощи надводного флота в ближайшие 20-30 лет.
Без них будет бессмысленным и приобретение у Франции (а тем паче строительство у себя) универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», и капитальный ремонт с модернизацией авианосца «Адмирал Кузнецов», и возможное строительство новых авианосцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции